English
Русский
Suomi
Deutsch
16.08.2010 - 31.08.2010  
Liikennealan asiantuntija
16.08.2010 - 31.08.2010

Морские перевозки

Возрождение Северного морского пути

Россия пытается реанимировать старую идею, известную еще с советских времен, об открытии регулярного судоходства по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, вместо привычного южного маршрута, пролегающего через Суэцкий канал. Идея интересна, прежде всего, российским газодобывающим компаниям.
14 августа из порта Мурманск в арктический рейс по трассам Северного морского пути (СМП) вышел танкер ледового класса «СКФ Балтика», принадлежащий группе компаний «Совкомфлот». Формирование экипажа было осуществлено «СКФ Юником Санкт-Петербург». Цель экспедиции - продемонстрировать экономическую привлекательность и возможность этого маршрута обеспечить доставку российских углеводородов в АТР через льды Северного Ледовитого океана. Проводку танкера в ледовых условиях осуществляли самые мощные в мире атомные ледоколы – «Россия», «Таймыр» и «50 лет Победы» (ФГУП «Атомфлот»).
Уникальность данного рейса в том, что впервые в истории Северного морского пути, по его маршрутам проследовал танкер класса Афрамакс дедвейтом более 100 тысяч тонн. Судну с грузом газового конденсата, принадлежащим ОАО «НОВАТЭК», предстояло пройти из порта Мурманск до порта выгрузки в Китае 7 000 морских миль, из которых около 3 000 миль - по трассам СМП. Для сравнения, традиционный путь доставки груза через Суэцкий канал составляет более 12 000 миль.
Рейсу предшествовала профессиональная подготовка со стороны технического менеджера судна компании «СКФ Юником» и специалистов головного офиса ОАО «Совкомфлот» по всему спектру вопросов, связанных с навигационной проработкой пути следования, выработкой и осуществлением дополнительных мер по обеспечению безопасности плавания и защиты экологии арктической среды. Экипаж судна укомплектован моряками, имеющими большой практический опыт ледового плавания, в том числе по трассам СМП.
После выхода из порта Мурманска около 800 миль танкер прошел самостоятельно, а вечером 17 августа в Карском море встретился с атомным ледоколом «Таймыр». Затем, в районе пролива Вилькицкого к каравану присоединился атомный ледокол «Россия», на борту которого находилось руководство компании «Новатэк», которой принадлежит груз, и компании «Юником Менеджмент Сервис», которой принадлежит танкер. Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» С. Франк вышел в рейс из Мурманска на танкере. 18 августа от причала ФГУП «Атомфлот» на соединение с караваном отошел атомный ледокол «50 лет Победы». На нем находился заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. Попов и генеральный директор ФГУП «Атомфлот» В. Рукша. Столь высокий уровень руководства экспериментальной проводкой крупнотоннажного танкера из Мурманска в Китай объясняется уникальностью рейса. От его успешности зависит перспектива экспорта российских нефтепродуктов и газа Северным морским путем в Азиатский бассейн.
В экспериментальной проводке «Балтики» по СМП также участвовали гидрографические суда «Петр Котцов» и «Иван Киреев», которые вели промерку глубин по маршруту следования танкера-стотысячника. Осадка «Балтики» - около пятнадцати метров, в истории освоения Северного морского пути здесь еще ни разу не проходило ни одно судно с такой большой осадкой.
В ходе рейса был осуществлен сбор статистического материала, способного заложить основы планирования аналогичных рейсов в 2011 году и дальнейших исследований, необходимых для создания новых глубоководных высокоширотных маршрутов в Арктике.
По плану, 26 августа на траверзе порта Певек в Чукотском море танкер должен был попрощаться с ледоколами, а сопровождающие - отправиться на материк. Танкер «СКФ Балтика» продолжит путь в Китай по открытой воде Тихого океана. Однако, наиболее сложная с навигационной точки зрения часть грузового рейса Мурманск – Китай, выполняемого танкером «СКФ Балтика», была завершена с опережением графика на один день – 25 августа. Это свидетельствует, по мнению специалистов, о наличии серьезных резервов для сокращения транзитного времени перевозки грузов по трассам северного морского пути (СМП) и возможном дальнейшем повышении экономической эффективности доставки углеводородов в страны АТР. Расстояние от Мурманска до Певека - около 2500 морских миль, танкер, шедший под проводкой атомных ледоколов, преодолел за 11 суток. Маршрут судна пролегал через Баренцево море, севернее мыса Желания острова Новая Земля, пролив Вилькицкого, на выходе из которого караван прошел Таймырский ледовый массив, через пролив Санникова, море Лаптевых, ледовые поля Восточно-Сибирского моря.
Караван в составе атомохода «Россия» и танкера «Балтика» 25 августа продолжил движение по маршруту рейса в сторону пролива Лонга. 27 августа после завершения ледовой проводки танкер «Балтика» прошел мыс Дежнева и проследовал через Берингов пролив в Тихий океан. Прибытие танкера в порт назначения Нинбо намечено на 6-7 сентября.
На пресс-конференции, посвященной итогам завершившейся проводки председатель правления ОАО «Новатэк» Л. Михельсон сообщил, что компания довольна результатом и намерена в следующем году снарядить 6-8 рейсов по трассам СМП, а с началом работы проекта «Ямал-СПГ», предусматривающего создание на полуострове Ямал мощностей по сжижению природного газа, годовой грузооборот СМП, только за счет грузов «Новатэка», может составить порядка 16 млн т. в год. Со своей стороны, ОАО «Совкомфлот» намерено расширять «окно возможностей» провозок грузов по СМП, и в следующем году планирует пустить по его трассе севернее Новосибирских островов танкер Suezmax «Алексей Косыгин» дедвейтом 163 тыс. т. (способный нести 1 млн. баррелей нефти), а также танкер размера Panamax по южной трассе СМП.
Как отметил В. Рукша, функционирование СМП благоприятно скажется на экономике предприятия, поскольку, имея достаточно большое количество работы для ледоколов в период зимней навигации, они частично простаивают в летний период. Этот простой перекладывается на конечную стоимость услуг флота. А судоходство по СМП позволит обеспечить их работой и летом. Оптимальная цена на услуги ФГУП «Атомфлот» по проводке судов по СМП должна быть чуть выше цены услуг по прохождению Суэцкого канала.
Сторонники возрождения СМП отмечают, что по сравнению с классическим маршрутом через Суэцкий канал, имеется ряд преимуществ. Во-первых, экономия времени, которая по данным ОАО «Совкомфлот», достигает 45%. Во-вторых, южный маршрут пролегает через Аденский залив, кишащий сомалийскими пиратами. Да и проход через Суэцкий канал - не бесплатный. Однако, кратчайший путь не всегда самый дешевый. Экономя на расстоянии, проигрываешь во времени. Время прохода по Севморпути в сложных ледовых условиях может увеличиваться до 3 недель. Дóроги услуги ледоколов, дóроги специально обученные для арктических условий экипажи, недешево обходятся суда арктического класса. Тяжелые климатические условия и отсутствие берегового обеспечения аннулируют многие преимущества. Для быстроходных грузовых судов, таких как контейнеровозы, при следовании южным маршрутом скорость хода составляет 20-22 узла, а в Арктике скорость всех судов менее 14 узлов даже летом. Повышен расход топлива. Навигация возможно только 2-4 месяца в году. Трассы СМП, непредсказуемые с погодной точки зрения и крайне сложные с навигационной требуют многолетней подготовки капитанов и опытных экипажей, а также выдвигают повышенные требования к самим судам (специальный ледовый класс).
К тому же на проход этим путем требуется особое разрешение правительства РФ. Поэтому вряд ли данные трассы станут интересны для иностранных судоходных компаний, хотя движение судов под иностранными флагами здесь разрешено еще с 80-х годов, уже в этом году по СМП планируется провести норвежский балкер «Nordic Barents». Его выход из порта Киркенес ожидается в начале сентября. Судно должно доставить в Шанхай 41 тыс. т. железорудного концентрата производства Syd Varanger Group (добывающее предприятие в составе группы Tschudi). Это будет первый рейс грузового судна под иностранным флагом по трассе СМП полным транзитом, без захода в российские порты и открытия границы.
Скептики также напоминают, что Суэцкий канал наверняка не готов делиться грузопотоком и пойдет на снижение тарифов в случае запуска альтернативного пути. Не факт, что мировая торговля, а, следовательно, международные перевозки в ближайшие годы будет существенно расти. Кроме экономических сомнений, существуют и чисто правовые моменты. В частности, должен быть четко определен статус Северного морского пути.
Нельзя забывать, что СМП нужен России не только как экономически обоснованный маршрут для экспорта энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где динамика их потребления растет быстрее, чем в странах Запада, но и в геополитических целях закрепления позиций России в Арктике и также в социальных - развития районов российского Крайнего Севера. Активная навигация по Севморпути будет способствовать также развитию нефтегазовой отрасли за Полярным кругом, включая освоение газовых запасов Ямальского полуострова, что имеет стратегическое значение для нашей страны. Хотя скептики считают такой подход небесспорным, поскольку себестоимость газа на Ямале и без морской транспортировки делает этот ресурс неконкурентным на мировых рынках.
Сейчас по Северному морскому пути перевозится около 2 млн. тонн грузов в год. При этом СПМ является перспективным путем международных перевозок. В частности, называются цифры в 30-35 млн. тонн в год и более. Ради этого, до 2015 года должно быть освоено около 80 млрд. рублей. Примерно 40 млрд. планируется вложить в развитие СМП. Эти средства должны быть направлены на восстановление заброшенной инфраструктуры полярных портов — Амдермы, Тикси, Певека. Еще около 40 млрд. рублей предполагается инвестировать в развитие отечественного ледокольного флота, построив еще один атомный ледокол и три дизельных.
Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет порядка 5600 км.
Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега». Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б. А. Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией. Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад за одну навигацию совершено экспедицией В. Ю. Визе в 1934 году на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев). Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по 9 октября1935 года.
ОАО «НОВАТЭК» - крупнейший независимый и второй по объемам добычи производитель природного газа в России. Созданная в 1994 году, Компания занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 90% добычи природного газа в России и приблизительно 20% мирового объема добычи газа.
Группа компаний «Совкомфлот» - одно из крупнейших транспортных инфраструктурных предприятий России со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Флот группы компаний насчитывает 148 судов общим дедвейтом 10,70 млн. тонн, действующая судостроительная программа включает 8 судов суммарным дедвейтом 0,62 млн. тонн. «Совкомфлот» входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира.