English
Русский
Suomi
Deutsch
01.08.2010 - 15.08.2010  
Liikennealan asiantuntija
01.08.2010 - 15.08.2010

Городской пассажирский транспорт

Как решится судьба трамвая в Санкт-Петербурге?

В течение трех лет в Петербурге должен быть создан скоростной коридор, который разгрузит исторический центр города.
О создании специальной буферной зоны, которой придется взять на себя все основные транспортные потоки в центре города, сообщил 22 июля председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры, ответственного за формирование транспортного комплекса, Б. Мурашов. Буферная зона будет находиться на границе между центром города и его периферией. Начинаться скоростной транспортный коридор будет в районе пересечения Приморского шоссе с улицей Савушкина. Здесь в рамках строительства ЗСД возведут большую развязку. Далее буферная зона пойдет по Приморскому проспекту и набережным Большой Невки до Пироговской набережной, где в скором времени на пересечении с Сампсониевским мостом должен появиться новый тоннель. Другой тоннель под Литейным мостом уже несколько месяцев возводит компания «Пилон». Он также должен стать элементом буферной зоны, которая затем пойдет в сторону будущего Орловского тоннеля. Здесь, заплатив за проезд, все желающие смогут оказаться на другом берегу Невы и двигаться дальше. В перспективе комитету по развитию транспортной инфраструктуры видится создание тоннеля под проспектом Обуховской обороны, чтобы обеспечить бесперебойное движение с Синопской набережной на набережные Обводного канала. На Обводном канале также планируется построить несколько тоннелей, которые позволят развязать транспортные потоки в разных уровнях с основными пересекающимися магистралями. Закончится буферная зона у набережной реки Екатерингофки, где будет подключена к ЗСД. Таким образом, в городе появится своего рода внутреннее транспортное кольцо. Все центральные районы, кроме Василеостровского, получают выход на внутреннюю магистраль с перспективой дальнейшего попадания через платный ЗСД за пределы города или на КАД.
Что касается Васильевского острова, то и его разработчики концепции не забыли. Одним из основных элементов буферной зоны должен стать амбициозный «кронверкский коридор», который соединит Васильевский остров с Выборгским районом Петербурга. По мнению чиновников КРТИ, самый кратчайший путь на остров с Петроградской стороны от Сампсониевского моста. Для этого предлагается убрать трамвайные пути с улицы Куйбышева, Кронверкского проспекта и проспекта Добролюбова. В результате, по мнению Б. Мурашева, город получит великолепную транспортную магистраль, по которой на Васильевский остров помчатся тысячи автомобилей. При этом глава КРТИ утверждает, что сможет создать на том же Кронверкском проспекте выделенную полосу для общественного транспорта. Причем автобусы будут двигаться по ней в обе стороны.
В целом формирование кронверкского коридора обойдется городу примерно в 6,5 млрд. рублей. Причем средства на текущий ремонт входящих в него улиц уже заложены в бюджет. Предложенный ранее вариант соединения через Серный остров и Песочную набережную обошелся бы городу в 26 млрд. рублей.
Б. Мурашов пояснил, что транспортная схема коридора была апробирована в компьютерной системе моделирования транспортного потока VISIM, адаптированной во многих городах Европы. Испытания модели показали, что весь путь через Петроградскую сторону займет порядка 6 минут, а образование пробок на этом маршруте не предвидится в течение ближайших 15 лет. Модель в VISIM показала, что все работает без заторов (с учетом прогнозного роста интенсивности) при условии строительства тоннеля под Каменноостровским проспектом в створе Кронверкской набережной только в одном направлении, в сторону Куйбышева. Второй тоннель в створе Кронверкского проспекта не эффективен. Его вполне заменяет 3 полосы с импульсивным движением. При этом модель транспортного коридора с трамваем практически не эффективна.
Отметим, что также в рамках создания буферной зоны проектируется т. н. грузовой каркас для движения грузового транспорта, этот вопрос прорабатывает комитет по транзитно-транспортной политике.
Во всем этом проекте самый болезненный момент – это возможный демонтаж трамвая. Для организации одностороннего движения по улице Куйбышева и Кронверкскому проспекту в сторону Васильевского острова, а также Кронверкской и Петровской набережным в сторону Выборгского района, по мнению чиновников априори уменьшающего пробки, власти города рассматривают вариант демонтажа последней трамвайной линии в исторической застройке – на улице Куйбышева и Кронверкском проспекте. Это значит, что рельсов лишатся вся Петроградская сторона и весь Васильевский остров, исчезнет дорога по Троицкому мосту и Садовой улице. Отметим, что комитет по транспорту пока возражает и выступает за сохранение трамвайного движения по улице Куйбышева.
В качестве альтернативы снятию трамвайного движения по улице Куйбышева и Кронверкскому проспекту председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Б. Мурашов предлагает переместить трамвай на параллельные улицы, закрытые для движения других видов транспорта.
В ближайшее время, обещает глава комитета Б. Мурашев, на сайте КБДХ будут размещены 3D-схемы развития транспортной ситуации. Там же будет и по возможности широкое обсуждение. По словам чиновника, через полгода будет объявлен конкурс по выбору разработчика проекта, и уже победитель должен будет доказать целесообразность трамвайных путей на Куйбышева. Б. Мурашов не исключает, что на первом этапе реализации проекта по созданию транспортного коридора рельсы останутся, но позже их все равно демонтируют.
Перспектива демонтажа рельсов на ул. Куйбышева подняла волну возмущении жителей.
5 августа губернатор В. Матвиенко провела выездное заседание правительства, посвященного созданию буферной зоны. Чиновники проехали по адресам будущей буферной зоны вокруг исторического центра, осмотрев строящиеся дорожные развязки и ознакомившись с работой трамваев № 6 и 40, маршруты которых маршруты проходят по Петроградской стороне и Васильевскому острову. Губернатор дала поручение изучить пассажиропотоки на этих направлениях и пообещала, что для определения насколько необходимо трамвайное движение на Петроградской стороне и Васильевском острове, будет проведен социологический опрос. По его данным решение по демонтажу или сохранению путей будет принято в течение двух месяцев.
Противники проекта отмечают, что, в общем-то, неплохой идее создания транспортного коридора, не до конца проработан вопрос общественного транспорта, хотя он и декларируется, как основной пункт транспортной политики Смольного. Этот пункт представлен некими выделенными полосами для автобусов, без конкретных выкладок потенциальных пассажиропотоков и маршрутизации. А ведь на Петроградской стороне уже введены две автобусные полосы, которые работают крайне неэффективно из-за подобных ошибок. Кроме этого заметно, что одна из основных задач создания буферной зоны – это загрузка двух проектов Смольного – Орловского тоннеля и ЗСД. Оба проекта возводятся в рамках государственно-частного партнерства и должны как-то окупиться. Именно поэтому на них и завязывают столь крупные городские проекты, чтобы подвести к ним потенциальных клиентов, которым вряд ли захочется объезжать их по общей улично-дорожной сети.
Резко против реализации проекта выступает общественное движение «Петербуржцы за общественный транспорт». Увеличение потока в сторону Васильевского острова в случае создания транспортного коридора по Петроградской стороне может закупорить дорожную сеть Васильевского острова, поскольку пропускная способность Биржевой площади, Тучкова моста, 1 линии В.О. и набережных в этом районе уже исчерпана. Кроме того, по мнению участников движения, жители южной части Петроградского района лишатся нормального общественного транспорта. При создании транспортного коридора в западном направлении, транспорт в восточном направлении будет двигаться по Кронверкской набережной. В свою очередь, до самой удаленной точки Кронверкского проспекта от, например, проспекта Добролюбова расстояние, преодолеваемое пешком, составит около 1 км.
Есть и еще одна важная роль трамвая. Так сложилось, что две линии петербургского метро не имеют общей пересадки – Невско-Василеостровская (3-я, зеленая) и Фрунзенско-Приморская (5-я, фиолетовая). Эту пересадку нынешние проектировщики метро не планируют, поэтому для многих, кто живет или работает на Васильевском острове, трамваи № 6 или 40 являются прямой дорогой до станции «Спортивная», которая расположена как раз на Фрунзенско-Приморской ветке. В свою очередь жители Петроградской стороны в более выгодном положении: у них есть еще Московско-Петроградская линия, но они также используют трамвай для прямого сообщения с Васильевским островом.
Кроме того, закрывать движение по путям, которые были капитально отремонтированы в 2002 году по современным технологиям с использованием монолитной железобетонной плиты с проектным сроком службы 50 лет, просто преступление.
Масло в огонь разгорающегося транспортного конфликта подлил ремонт на проспекте Добролюбова, начавшийся на следующий день после того, как губернатор В. Матвиенко заверила петербуржцев, что при принятии окончательного решения будут учтены востребованность маршрута и мнение горожан. С 6 августа движение трамваев было закрыто полностью, а часть путей - разобрана.
12 августа председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Б. Мурашов провел незапланированный брифинг для журналистов, в ходе, которого сообщил, что вопрос о возможном демонтаже трамвайных путей отложен на 7-10 лет. По его словам, закупка автобусов для организации альтернативного маршрута обошлась бы городу в 200-220 млн. рублей. В настоящий момент такие затраты признаны неэффективными. Б. Мурашев также успокоил общественность, объяснив, что трамвайные пути сняты только временно для подготовки транспортных магистралей к капитальному ремонту, а 14 августа движение трамваев будет восстановлено. Однако, 14 августа трамвайное движение на Петроградской стороне не открыли, объяснив это тем, что по субботам и воскресеньям идет ремонт на Тучковом мосту.
По информации движения «Петербуржцы за общественный транспорт» 5 августа был проведен аукцион на производство работ по капитальному ремонту проспекта Добролюбова с трамвайными путями. Работы должны начаться не позднее 16 августа. Победителем стало ЗАО ПО «Возрождение». Кроме этого, 6 августа на следующий день после заявления В. Матвиенко, был проведен конкурс на право осуществления работ на Кронверкском проспекте. Согласно проведенному конкурсу 16 августа должны начаться работы по капитальному ремонту проспекта и трамвайных путей на Кронверкском проспекте. Таким образом, как считают активисты движения, комитет по развитию транспортной инфраструктуры делает все, чтобы провести обследование необходимости существования трамвая на Васильевском острове и Петроградской стороне было невозможно. А уже в ходе проведения работ по капитальному ремонту из проекта могут исчезнуть трамвайные пути.

Авиационные перевозки

Министерство транспорта хочет, чтобы чартерные рейсы летали не из Москвы, а из регионов

Минтранс и Росавиация предлагают на будущий сезон пересмотреть чартерную программу в пользу региональных аэропортов.
9 августа министр транспорта И. Левитин провел совещание, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся 6-8 августа в аэропортах Московского авиационного узла в связи с неблагоприятными метеоусловиями. В совещании приняли участие заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Н. Назина, руководитель Ростуризма А. Ярочкин, руководитель Росавиации А. Нерадько. Одним из обсужденных на совещании вопросов была идея перебазирования транзитных рейсов из Москвы в регионы.
И. Левитин выразил озабоченность предстоящей в 2011 году реконструкцией взлетно-посадочных полос в Домодедово и Внуково, что повлечет за собой снижение пропускной способности этих аэропортов. В целях снижения нагрузки на аэропорты московского авиационного узла он поручил Росавиации совместно с Ростуризмом рассмотреть вопрос формирования пассажиропотоков через крупные региональные аэропорты с целью сокращения транзитного пассажиропотока через московские аэропорты.
Сегодня 85% авиаперевозок выполняется из столицы. К 8 августа аэропорты Московского авиаузла (включает в себя «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково») обслужили 104,5 тысяч пассажиров (+25% год к году). Основная нагрузка пришлась на «Домодедово» и «Шереметьево» - через них улетело 41,36 тысяч и 40 тысяч соответственно. Услугами «Внуково» воспользовались 22,7 тысяч пассажиров.
Инициатива сразу же вызвала опасения представителей туриндустрии. В Ассоциации туроператоров России, президентом которой является глава Ростуризма Анатолий Ярочкин, считают, что существенное снижение пропускной способности столичных аэропортов может привести к росту цен на чартеры. По прогнозам опрошенных АТОР аналитиков рынка, стоимость авиабилетов может повыситься в два раза. Правда, произойдет это при самом неприятном раскладе.
По мнению аналитиков рынка, если пропускная способность столичных аэропортов действительно существенно упадет, это может привести к обострению конкуренции между региональными и федеральными авиаперевозчиками, и, как следствие, к росту цен на чартерные рейсы.
В настоящее время значительную долю на чартерном рынке Москвы имеют региональные авиакомпании, осуществляющие перелеты не только по маршруту «регион - Москва - регион», но и соединяющие столицу с большинством массовых зарубежных курортов - в Турции, Египте, Болгарии и других странах. На московском авиаузле, где базируются такие крупные компании как «Аэрофлот» и «Трансаэро», существенно обострится конкуренция. Очевидно, что все слоты (то есть время, выделенное в аэропорту рейсу для выполнения самолетом операции прибытия или отправления в определенную дату) в расписании чартеров, скорее всего, возьмут крупные перевозчики. Региональным же компаниям будет сложнее выполнять рейсы из Москвы, поэтому им имеет смысл переориентироваться на свои местные рынки.
Региональным авиакомпаниям вполне по силам оттянуть на себя часть рейсов, которые в период кризиса были перенесены в Москву из-за низкого спроса. В самом деле, как отмечают специалисты, из-за низкого спроса на авиаперевозки в период кризиса региональные компании перенесли свои чартерные рейсы в Москву, где желающих «летать» все равно было и есть больше, чем в провинции. По мере того, как материальное положение жителей регионов выправляется, восстанавливается и спрос. Так что региональные компании могут этим воспользоваться, вернувшись «домой» и оттянув на себя часть рейсов. Для путешественников из регионов билеты если не подешевеют, то, как минимум не подорожают. Иногородним туристам не придется больше летать за границу через столицу.
Президент Профессиональной туристской лиги А. Игнатьев отмечает, что необходимость такого переноса давно назрела. Однако до недавнего времени это тормозилось тем, что, например, все консульские отделы при посольствах находились в Москве. Так что туристу все равно надо было лететь за визой в столицу. Сейчас визовые центры открываются в разных городах - Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и других. То есть визы во все шенгенские страны люди могут спокойно оформлять, никуда не выезжая, соответственно, оттуда можно пускать напрямую и чартеры. По идее, отметил эксперт, это должно привести к снижению стоимости путевок для региональных туристов, ведь через Москву летать им гораздо дороже.
Однако, как замечают эксперты, эффект может оказаться и противоположным. К повышению цены приводит монополизация направлений и если получится так, что в каких-то городах рейсы будет выполнять лишь какой-то один перевозчик, то цена билетов начнет расти. Для создания конкуренции и сдерживания роста цен необходимо, чтобы помимо местных авиакомпаний, в регионы пришли и московские, перенеся часть рейсов на прямые перелеты из городов России. Но это в идеале. А если его достичь не удастся, в Москве конкуренция упадет, а в регионах и не появится. Так что потребитель окажется явно не в выигрыше. К тому же, по прогнозам аналитиков, оставшиеся в столице чартерные рейсы в расписании, скорее всего, из-за перегруженности полос в аэропортах будут сдвинуты на позднюю ночь или раннее утро, и это принесет туристам дополнительные неудобства.
Первой 12 августа с комментариями инициативы министерства по переносу чартерных рейсов выступила московская авиакомпания «Вим-Авиа», базирующаяся в Домодедово, основной сферой деятельности которой являются именно чартерные пассажирские перевозки - примерно 70% от общего количества рейсов компании. Компания заверяет, что реализация программы перенаправления чартерных транзитных пассажиропотоков в регионы никак не повлияет на стоимость авиабилетов «Вим-Авиа», поскольку на цену авиабилета влияют многие факторы - стоимость топлива и хэндлинга в аэропорту, прибыльность направления, загрузка рейсов и многое другое, но не сам аэропорт базирования.
В самой идее перемещения пассажиропотоков в регионы с целью разгрузки московского авиаузла авиакомпания видит свои плюсы и минусы. Плюсы - трафик над Москвой станет свободнее, соответственно, будет меньше задержек рейсов по причине перегруженности аэропортов. Минусы - популярность авиатранспорта в России остается достаточно низкой: по статистике, летает всего около 5% населения, поэтому Москва и Санкт-Петербург зачастую играют роль «накопителей», куда пассажиры из разных регионов прибывают для посадки на чартер. Далеко не каждый город сможет гарантировать консолидаторам стабильный пассажиропоток, особенно в низкий сезон, что может и увеличить стоимость чартерного билета в регионах.
Как самый важный посыл данной инициативы авиакомпания отмечает необходимость развития региональных перевозок. Региональные компании должны стремиться развивать рынок на местах. Прибыльность этого сегмента рынка, в частности, доказывают показатели пассажиропотока «Вим-Авиа» из регионов. Если авиатранспорт в регионах станет не роскошью, а действительно средством передвижения, от этого выиграют все - и пассажиры и авиакомпании.
Перенос части рейсов из московских аэропортов в регионы был бы логичен, учитывая и международный опыт. Многие лоукостеры осуществляют перевозки не из центральных аэропортов, а используют более удаленные, где обслуживание стоит дешевле. Например, германские бюджетные авиакомпании летают во Франкфурт не через франкфуртский аэропорт, а через Кельн, который находится в 200 км, и возят пассажиров до Франкфурта на автобусах. Основой для резервного аэропорта, по мнению специалистов, могли бы стать аэропорты Ярославля, Калуги или Иваново, в которых еще во времена холодной войны были сделаны мощные взлетно-посадочные полосы, рассчитанные даже на стратегические бомбардировщики.