English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2010 - 31.03.2010  
Energiatalouden asiantuntija
16.03.2010 - 31.03.2010

Правительством РФ поддержано решение о размещении базы по освоению Штокмановского месторождения в Архангельске, а также промежуточной базы снабжения проекта на архипелаге Новая Земля. Сама область очень заинтересована в развитии проектов, связанных с добычей углеводородного сырья на Арктическом шельфе, это мощный стимул для развития экономики всего региона.
Архипелаг Новая Земля - ближайшая точка суши к месторождению. Здесь действует военный аэропорт Рогачево, таким образом, на территории Новой Земли можно разместить базу снабжения, вертолетную базу и спасательные службы. Кроме этого, у области есть все необходимое, чтобы поддержать воплощение проекта. Это доступность производственных площадок, морской порт. Также развитые транспортные пути и развивающиеся - Архангельская область участвует в проекте железнодорожной магистрали «Белкомур», который в будущем напрямую соединит регионы Сибири и Урала с портами в Архангельске и Мурманске, сократив этот путь на 800 километров.
И, конечно, важным является наличие прямо здесь крупного судостроительного производства. В Северодвинске ФГУП «ПО «Севмаш» ведет строительство платформы «Приразломная», ФГУП ЦС «Звездочка» - самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». Полупогружные установки «Северное сияние» и «Полярная звезда» для Штокмана строятся не здесь, их изготавливает Выборгский судостроительный завод.
Ранее генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов заявлял, что этими предприятиями освоены все три основных типа платформ, которые используются в мировой практике, и они готовы к их изготовлению, как для российского, так и для зарубежного заказчика. Кроме того, «Севмаш» готов выполнять все монтажные работы по добычному судну для Штокмана. Стоимость освоения месторождения оценивается в сумму от 15 до 20 миллиардов долларов. Из этих денег немалая часть будет потрачена на те работы, в которых теоретически могут принять участие и «Севмаш» со «Звездочкой». «Севмаш» еще в декабре подписал документы с известной французской проектной компанией «ДОРИС инжиниринг» о создании совместного предприятия для проектирования нефтегазового оборудования. А госзаказ «Звездочки» сокращается.
Первая фаза освоения месторождения обеспечит предприятие работой над проектами по созданию спецтехники на несколько лет, а далее - вторая и третья фазы, производство и ремонт специальной оснастки, что требует более совершенных технологий производства. Возможно, что Архангельску придётся делить функции базы Штокмановского проекта с Мурманском, который близко расположен с месторождением и располагает также выгодными портовыми условиями – Мурманский морской торговый порт. Но вообще в связи с переносом базы Штокмана руководство Мурманской области, вероятно, будет обращаться в правительство с просьбой о замене проектов. В первую очередь будет восстанавливаться старый проект - проведение газа через Карелию. Также возможно поставить завод по регазификации на берегу с тем, чтобы могли привозить сюда сжиженный газ вместо мазута. Очень перспективным представляется развитие Мурманского транспортного узла, в котором Мурманская область теперь сможет принять более деятельное участие.

Первый газ со Штокмановского месторождения пойдет не ранее 2016 года. Причиной переноса сроков стали возросшие объемы добычи газа в США - за счет того, что начал активно добываться сланцевый газ, а также то, что на европейский рынок стал активно поставляться газ Катара. На сегодняшний день до 40% добываемого газа США получают из сланца.
Однако перспективы России в Европе остаются высокими. Ведь для добычи сланцевого газа необходимо бурение сотен скважин, также производить взрывы пород с применением химических веществ, а Европа слишком озабочена экологической безопасностью, чтобы не протестовать против таких методов добычи. Экспортировать сланцевый газ крайне невыгодно, и значит, его использование будет скорее там, где оно производится. Таким образом, у «Газпрома» не должно быть недостатка спроса на топливо.

Газовый монополист начинает испытывать все возрастающую конкуренцию на внутреннем рынке. Это происходит и за счет укрепления позиций «НОВАТЭКА», с которым «Газпром» пересекается на Ямале, а также и на законодательном уровне. Так, зампред Правительства РФ Игорь Сечин (по совместительству - председатель Совета директоров «Роснефти») выступает за принятие закона, который мог бы заставить «Газпром» допустить к своей трубопроводной сети нефтегазовые компании, что означает потерю монопольных позиций на внутреннем газовом рынке. Поэтому основные силы «Газпром» вкладывает в развитие экспорта.

В этом направлении сделан огромный шаг - начинается строительство «Nord Stream», который доставит природный газ из России непосредственно в страны Евросоюза через Балтийское море. Теперь остается неясной судьба других крупных и политически важных газотранспортных проектов, а именно «South Stream» и «Nabucco».
Закон о ратификации соглашения по Nabucco подписала Румыния, которая ранее разрешила России провести геологоразведочные работы в своей черноморской экономической зоне. Nabucco для неё остается в приоритете, однако и против «South Stream» она ничего не имеет.
А вот Турция однозначно высказалась за Nabucco, причем еще и планирует сократить импорт российского газа на 50%. Причиной служит увеличение внимания к собственным ресурсам - в стратегический план на последующую пятилетку Турция включает активизацию поисков нефти, газа и угля на территории страны, строительство тепловой электростанции, увеличение производства электроэнергии посредством энергии ветра. Также планируется перейти к более равномерному распределению источников. Что касается «Южного потока», то здесь имеют место две большие проблемы – большая стоимость проекта и отсутствие согласия Турции на проход газопровода по своей черноморской территории, которое ожидается лишь к ноябрю.

И все равно у российского газопровода остается много преимуществ перед европейским детищем. Самое главное - остается неясной ресурсная база для наполнения Nabucco. В качестве поставщиков газа сейчас рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак. Но пока ни одного договора не подписано. Из последних возникших препятствий на пути Nabucco можно назвать ирано-пакистанское соглашение о строительстве газопровода. Иран рассматривался в качестве поставщика, но теперь иранского газа может не достаться - он потечет в Пакистан, а затем, возможно, в Индию и Китай. На газ Азербайджана в числе желающих - тот же Иран (для внутреннего потребления), Россия (в том числе, для «Южного потока») и Турция (для внутренних нужд). Кроме проблем с поставщиком, также еще не решены проблемы между странами - транзитерами (например, ценовой и политический конфликт между Азербайджаном и Турцией) и не решены вопросы с финансированием.

Интерес России к совместной работе по модернизации газотранспортной системы Украины снижается на фоне реализации «потоков». Правительство Украины, подготавливая проект закона о газотранспортном консорциуме, видит структурное распределение ролей так: Россия - поставщик газа, Украина - транзитная страна и ЕС - потребитель. Но если газ Россия пустит в свои газопроводы, то чем она заполнит украинскую ГТС? В реконструкцию вкладывать деньги Россия может и станет, чтобы совместно управлять и иметь влияние, что кроме экономической выгоды дает выгоду политическую. Также появляется дополнительная гарантированность всех поставок, что делает более перспективными долгосрочные контракты.

Вообще отношения Украины и России внешне «потеплели», хотя прошедшие в Москве переговоры глав правительств двух стран не дали ответа на некоторые вопросы. Так и остались неопределенными цена на газ для Украины в 2010 году и на каких условиях будет выстраиваться энергетическое сотрудничество. Однако Россия подтвердила свои предыдущие обещания не применять штрафные санкции за недобор газа и дала согласие на начало переговоров относительно снижения цены на газ. Что Россия хочет взамен? А её интересует кроме возможного (при корректных условиях) участия в модернизации ГТС допуск к внутреннему газовому рынку Украины и базирование российского Черноморского флота. А также создание единого экономического пространства, как это происходит сейчас с Белоруссией, с которой строится Союзное государство и Таможенный союз и поэтому для неё российский газ стоит на треть дешевле, чем для Украины. Готовность на такие серьезные политические уступки ради скидки в цене на газ покажет, какую же «цену» готово заплатить правительство Украины за защиту экономических интересов своих олигархов.

С Белоруссией, однако, тоже не все гладко – бывшая союзная республика хочет получать от России беспошлинно 20 млн. тонн нефти, в то время как Россия соглашается отдать таким образом только порядка 6−7 млн. тонн, что идет на внутреннее потребление. Остальное, что Белоруссия перерабатывает и реэкспортирует в Западную и Восточную Европу по своим ценам, по-прежнему планируется облагать 100%-ной пошлиной. Теперь белорусское Министерство юстиции подало иск в Экономический суд СНГ для решения спора о пошлинах на нефтепродукты, рискуя таким образом остаться без кредита, который недавно пообещал стране российский премьер В. Путин. Интересно, что иск был подан в тот же день, когда в Москве прошло заседание Комиссии Таможенного союза и представители России, Белоруссии и Казахстана согласовали механизм распределения таможенных пошлин.

Очередные переговоры о размере пошлин на нефть с Белоруссией, так же и о снижении цен на газ с Украиной запланированы на май этого года. А пока две недовольные российской энергетической политикой России страны, похоже, договариваются «дружить против неё». При проведении согласованной политики это у них может получиться - на нефтяном рынке. А именно российскую нефтянку заставил волноваться вероятный запуск в аверсном режиме нефтепровода «Одесса – Броды».
Украина ранее предлагала Белоруссии присоединиться к проекту «Одесса-Броды», что при условии гарантированного объема поставок предусматривает перевод нефтепровода в аверсный режим, и теперь белорусский президент поручил первому вице-премьеру начать переговоры с Украиной по этому вопросу. Сейчас трубопровод используется в реверсном направлении для транспортировки российской нефти в сторону Одессы, хотя и создавался для прокачки каспийской нефти в Европу. Белоруссии он понадобился для осуществления поставок в страну венесуэльской нефти. Президенты Белоруссии и Венесуэлы только что договорились, что в мае 2010 года Каракас поставит Минску пробную партию нефти объемом до 80 тысяч тонн, а до конца текущего года - до 4 миллионов тонн. Нефть будет поступать через одесский порт и её как раз можно пустить по украинской трубе.
Пуск «Одесса-Броды» в аверсном режиме России крайне невыгоден. Крупные российские нефтяные компании, у которых заключены прямые договора с потребителями в Венгрии, Чехии и Словакии, просто не успеют перебросить товар по другим направлениям, и им будут грозить миллиардные штрафы. Отечественные нефтяные терминалы (Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском) из-за недостатка пропускной способности не справятся с перенесенными объемами.
Так что если Минск и Киев договорятся, и Россия лишится контроля над нефтепроводом, российская нефтянка может потерять выход на рынки Центральной и Восточной Европы. Нефтяной рынок более конкурентный, чем газовый, ждать никто не будет. Место России быстро займут другие поставщики – например, Норвегия, страны Северной Африки и Персидского залива…

ЛУКОЙЛ отчитался за прошлый год, оставшись не очень довольным результатами. Для повышения эффективности и темпов добычи основным приоритетом компания выделила реализацию зарубежных проектов, и половину инвестиций выделяет именно на них. Международное направление деятельности будет развиваться в Узбекистане, Ираке («Западная Курна-2») и конечно Ближнем и Среднем Востоке. Также планируется активизироваться на территории Ганы в Западной Африке и в разработке блока «Хунин-6» Венесуэле. В Саудовской Аравии заканчивается бурение последней оценочной скважины, там работа намечается с 2015 года. Но вот разработка иранского блока «Анаран» приостанавливается из-за международных санкций со стороны правительства США, направленных на ограничение инвестиций в Иран. Из-за обесценения инвестиций в этот проект компания потеряла 63 миллиона долларов. Однако права на проект ЛУКОЙЛ терять не хочет и планирует вернуться к нему при благоприятных экономических условиях. Норвежская StatoilHydro, которой принадлежат 80%, тоже заморозила проект. Крупных приобретений ЛУКОЙЛ не планирует, так же как и выкупать половину своего пакета у ConocoPhillips.

Получив разрешение Федеральной антимонопольной службы, Михаил Гуцериев (основной владелец «РуссНефти») и АФК «Система» быстро оформили соглашение купли-продажи 49% акций нефтяной компании. По условиям соглашения сторон кадровых перемен в менеджерской команде не будет и главенствовать останется Гуцериев, но «Система» рассчитывает на получение пропорционального числа мест в совете директоров.
Сделку планируется закрыть к сентябрю. Обязательной реструктуризации долга «РуссНефти» соглашением не предусмотрено. Сам долг (около 7 млрд. долл.) сопоставим с рыночной стоимостью компании. Гасить его, скорее всего, команда Гуцериева будет за счет собственной операционной прибыли, что займет несколько лет. Таким образом - пусть не из своего кармана, но косвенно «Системе» участвовать в погашении долга «РуссНефти» придется.
Это приобретение можно считать очень выгодным, учитывая еще и возможность объединения активов Гуцериева и Башкирских предприятий, подконтрольных АФК. «РуссНефть» с её потенциалом, с её добывающими и перерабатывающими мощностями поможет «Системе» в развитии нефтегазового направления, которое она начала с прошлого года, получив контроль в предприятиях башкирского ТЭКа.