English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2010 - 15.03.2010  
Liikennealan asiantuntija
01.03.2010 - 15.03.2010

Автобусные перевозки: изменения в основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации

С 1 марта все междугородние автобусы должны быть оборудованы ремнями безопасности. Поездки на междугороднем автобусе будут значительно безопаснее, но могут стать и значительно дороже.
Согласно постановлению Правительства РФ № 87, принятому 24 февраля и опубликованному 26 февраля, внесены изменения в основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Транспортные компании должны с 1 марта оснастить все междугородные автобусы ремнями безопасности. Инициаторами новых поправок в Правила дорожного движения выступили МВД и ГИБДД.
В начале марта Министр транспорта И.Левитин, проводя в ходе своей поездки в Оренбург в администрации Оренбургской области совещание по вопросам развития транспортного комплекса региона, специально обратил внимание руководителей транспортного комплекса области на необходимость строгого выполнения Постановления Правительства РФ об оснащении всех пассажирских мест в междугородных автобусах ремнями безопасности.
Впервые о необходимости повышения безопасности дорожного движения заговорили летом 2009 года, когда в течение нескольких месяцев в авариях автобусов междугородных маршрутов погибли больше 40 человек. Самой страшной катастрофой стало столкновение автобуса «Икарус» с масловозом недалеко от Ростова-на-Дону 24 июля 2009 года, когда погиб 21 человек и восемь было ранено. Уже 6 августа 2009 года президент России Д. Медведев провел совещание по проблемам безопасности дорожного движения, на котором и поручил правительству принять меры для оборудования сидений в междугородных автобусах ремнями безопасности. А полгода назад Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) разослала автотранспортным компаниям телеграмму с предупреждением о грядущем введении новой нормы - обязательного наличия ремней безопасности в автобусе.
Согласно принятому документу не имеющие соответствующих ремней автобусы не могут быть допущены к эксплуатации. Причем независимо от того, предусмотрены ли такие средства безопасности конструкцией самого транспортного средства или нет. То есть владельцам нужно либо вносить соответствующие изменения в конструкцию (установка ремней регулируется жесткими техническими нормативами), либо прекратить использование автобусов на междугородних линиях.
Автотранспортные компании по всей России к ремням оказались не готовы. Во-первых, автобусный парк во многих регионах устарел: в большинстве автобусов ремни безопасности на сиденьях пассажиров не предусмотрены. Во-вторых, если компании и слышали призывы правительства, то посчитали, что нововведение будет относиться лишь к новым машинам, которые и так выпускаются с ремнями безопасности для всех пассажиров.
Поэтому очевидно, что перевозчики уложиться в установленные сжатые сроки не смогли. Постановление датировано 24 февраля текущего года, опубликовано в официальном печатном органе российского правительства оно было 26 февраля, а вступило в силу с 1 марта. В любом случае, принимая во внимание спрос на междугородные пассажирские перевозки в нашей стране и количество автобусов их выполняющих, становится не совсем ясно, на что рассчитывали принявшие такое постановление члены правительства. За три дня с публикации до вступления изменений в силу переоборудовать все автопарки практически нереально, По официальным данным на сегодняшний день ремнями безопасности оборудованы только 30% автобусов, курсирующих по междугородним маршрутам.
Новация оказалась сюрпризом и для самих производителей автобусов. При предварительном обсуждении вопроса с фирмами-производителями предполагалось, что новые требования будут изначально распространяться только на новые автобусы. Тем не менее в Daimler (продает в России автобусы Mercedes-Benz и Setra), MAN (производит автобусы Neoplan) и группе ГАЗ («Лиаз» и др.) готовы с 1 марта оснащать все автобусы ремнями. Однако на это потребуются месяцы. К тому же сами ремни, а также их установка должна быть регламентирована национальными и международными стандартами, ремни и кресла — сертифицированы, а далеко не все работающие в России междугородные автобусы могут быть оснащены ремнями, отвечающими этим требованиям. Отметим, что технический регламент, предъявляющий определенные требования к ремням безопасности, также утвержденный постановлением Правительства РФ, вступает в силу… лишь в сентябре нынешнего года. Возникает и еще одна проблема: после установки дополнительного оборудования каждому переоборудованному транспортному средству придется пройти сертификацию, ведь установка ремней безопасности может квалифицироваться как внесение конструктивных изменений. А это запрещено законодательством.
Стоимость переоборудования одного автобуса на 75 мест специалисты оценивают в сумму от 36 до 100 тыс. рублей. Это достаточно ощутимые цифры для перевозчиков. Особенно в осенний и зимний периоды, когда компании и так испытывают недостаток в средствах, вызванный сезонным снижением пассажиропотока, и тратить дополнительные средства на оборудование ремнями безопасности не представляется возможным. Новшество потребует немалых вложений, которые перевозчики в итоге включат в цену билета. Некоторые эксперты предполагают, что бизнес междугородних перевозок может рухнуть. Выживут только те компании, у которых в автобусах заводской конструкцией уже заложена возможность установки ремней. Их останется мало, и цены на поездки будут сопоставимы с билетом на самолет.
За «непристёгнутость» с 1 марта можно будет штрафовать и водителя, и пассажира. Причем штраф за непристегнутый ремень в автобусе будет таким же, как и в легковой машине: 500 рублей с водителя (статья 12.6 Кодекса об административных правонарушениях) и 200 рублей с пассажира (статья 12.29 КоАП). А начальника, выпустившего автобус без ремней в междугородную поездку можно наказать на 1500 руб. Причем, если водитель вышел в междугородный рейс, а в автобусе или маршрутке нет ремней безопасности для пассажиров, то штрафовать его могут на каждом посту ГИБДД. Сам штраф за эксплуатацию рейсовых автобусов без ремней безопасности небольшой - 100 рублей. Однако выход на линию автобуса или водителя, которого уже оштрафовали, может закончиться уголовной ответственностью для руководителя предприятия.
Нововведение вызвало беспокойство и в турфирмах. Дело в том, что далеко не во всех автобусах, принадлежащих турфирмам, есть ремни безопасности. Также пока неизвестно, какие именно меры будут предпринимать сотрудники дорожной милиции, если остановят автобус с непристегнутыми туристами, и в котором не будет ремней безопасности. Оштрафуют ли фирму, организовавшую экскурсию, или возьмут штраф с водителя? Позволят продолжить тур в опасном автобусе или высадят туристов в чистом поле на дороге, откуда до ближайшей железной дороги добираться несколько часов через поля и проселочные дороги?
В целом все участники рынка убеждены, что идея с ремнями правильная, она повысит безопасность и сократит смертность на российских трассах. Однако механизм контроля использования ремней пока не ясен, а, значит, не понятен и эффект от мероприятия.
Реакция участников рынка автотранспортных пассажирских перевозок на принятое постановление неоднозначная. Многие отмечают некоторую поспешность и непродуманность действий правительства. Недовольство автотранспортных компаний вызывают срок, отведенный для проведения переоборудования транспортных средств - три дня; отсутствие во многих регионах компаний, производящих сертифицированные ремни и занимающихся их установкой; практически нет организаций, выдающих документацию и составляющих технические условия на установку этих ремней. Немаловажно и то, что до сих пор никто не произвел оценку времени, которое каждый рейсовый автобус будет терять на постах ГИБДД. Если раньше можно было просто показать проездной документ, то теперь сотрудник ГИБДД должен будет осмотреть весь салон на предмет наличия ремней безопасности на каждом пассажирском сидении.
По мнению некоторых специалистов, оборудование автобусов дальнего следования ремнями безопасности не является достаточной эффективной мерой для безопасности пассажиров, поскольку ремень - дополнительное препятствие и время при эвакуации пассажиров. При ДТП сидения могут срываться с креплений, при возгорании и при опрокидывании автобуса набок ремень может препятствовать выходу пассажиров. Кроме того, проведенное после летних аварий и совещания по безопасности дорожного движения у президента соответствующее расследование показало, что в большинстве случаев аварии были вызваны несоблюдением режима труда и отдыха участниками ДТП – водители автобусов и грузовиков засыпали за рулём и выезжали на встречную полосу. Но пока никаких конкретных действий по законодательному обязательству устанавливать на грузовиках и автобусах приборы контроля времени работы не происходит.
Есть еще ряд пунктов безопасности, на которые бы стоило обратить внимание. Например, в документе ничего не сказано о том, как обезопасить перевозку на междугородных автобусах детей. Ведь им взрослые ремни просто не подойдут. Кроме того, не предусмотрено оборудование ремнями пригородных автобусов и маршруток, которые ездят менее чем на 50 километров
Применение ремней безопасности является общеевропейской практикой и давно доказало свою эффективность. Статистика говорит о том, что в тех европейских странах, где ремни безопасности в междугородних автобусах обязательны, смертность пассажиров в ДТП уменьшилась. Сейчас в европейских автобусах с ремнями гибнет вдвое меньше людей, чем там, где такие меры предосторожности отсутствуют.

Безвизовое паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки

С 1 марта в России начались продажи билетов на паром, который с апреля начнет совершать безвизовые рейсы по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки. Событие уже вызвало известный ажиотаж и петербургские туроператоры озадачены неожиданным спросом на новые рейсы. Само паромное сообщение между Россией и Финляндией открывается 20 апреля 2010 г. Пассажиры паромов – туристы из всех стран мира – смогут прибывать в Санкт-Петербург и другие города России без виз на период до 72 часов.
Напомним, что в мае 2009 правительство РФ определило перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки. Согласно постановлению, въезд разрешен в Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, Новороссийск, Сочи, Владивосток и Корсаков. В ноябре 2008 года Госдума РФ в третьем чтении приняла поправки в закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», предусматривающие безвизовый режим для иностранных туристов, которые прибывают в страну на паромах на срок не более 72 часов.
Въезд в рамках нового закона накладывает на туристов множество условий. В частности, пассажиры могут пребывать на территории РФ без визы в случае проживания на борту судна или в ином месте, определенном в групповой туристической программе. Капитан круизного судна через судового агента должен представить властям порта списки прибывающих пассажиров за 72 часа до прихода судна в первый российский порт. Пассажир парома, не имеющий визы, может находиться только в пределах территории, определенной для посещения групповой туристической программой. Индивидуальные путешественники, желающие жить в гостинице и осматривать город по собственной программе, по-прежнему будут вынуждены получать визу в Россию.
Между портами Санкт-Петербурга и Хельсинки начнет регулярно курсировать паром Princess Maria. Princess Maria («Принцесса Мария») – современный пассажирский паром вместимостью 34 000 тонн, способный принять на борт 1 638 пассажиров. К их услугам - 606 кают разных классов и ценовых категорий. Автомобильная палуба парома может вместить до 395 автомобилей. На его борту, помимо жилых помещений, находятся сауна, бассейн, 4 ресторана и 6 баров, два 3D-кинотеатра, казино, ночной клуб и магазин беспошлинной торговли. На пароме также можно будет провести деловую встречу, совместив приятное с полезным - конференц-залы вместимостью до 180 человек позволяют устроить любое деловое мероприятие. Паромным оператором выступает компания St. Peter Line, зарегистрированная в Евросоюзе, агентом которой в Санкт-Петербурге выступает ЗАО «Инфлот Ворлдвайд». В 2010 году паромный оператор планирует совершать 5 рейсов в неделю из Санкт-Петербурга и Хельсинки и перевезти до 500 тысяч пассажиров.
Паром Princess Maria был построен в Финляндии на судостроительном заводе Wärtsilä – Turku в 1981 году. С 1981 по 1990 года он совершал рейсы между Хельсинки и Стокгольмом от компании Silja Linen Finlandia. На тот момент паром носил имя «Queen of Scandinavia». Последние несколько лет паром служил плавучим домом для ремонтников Oskarshamn - атомной электростанции в Швеции, и в декабре месяце его использовали для проведения конференции по вопросам изменения климата в Копенгагене в Дании. Как обещает компания-оператор паромной линии на судне будут произведены ремонтные работы прежде, чем он начнет совершать туристические рейсы, с тем, чтобы паром высокого класса соответствовал всем международным стандартам качества и безопасности.
Куда будет прибывать «Princess Maria», пока решается. Как возможные варианты капитан порта Санкт-Петербурга рассматривает "Морской фасад" и "Морской вокзал". Правда, полноценным очередной дебют международного парома в Петербурге все равно не станет. Путешествовать по морю вместе с собственным автомобилем пока не получится, ведь пункт пропуска для машин в новом пассажирском порту Петербурга будет построен лишь в 2011 году. Отметим, что новый петербургский морской пассажирской порт «Морской фасад» на данный момент не имеет возможности работать с паромами даже без пропуска машин. В рамках первой очереди в эксплуатацию введены только два причала, здание круизного терминала с сопутствующими береговыми сооружениями, принявшие в сентябре 2008 года первое круизное судно. Следовательно, Princess Maria будет вынуждена пока обслуживаться на причалах Морского вокзала, который в инфраструктурном плане на порядок уступает терминалу в Хельсинки. Ввод в эксплуатацию паромного комплекса пассажирского порта запланирован на 2011 год, но руководство «Морского фасада» заверяет, что если возникнет необходимость, организовать заходы парома в «Морской фасад» можно будет уже в августе-сентябре 2010 года.
Маршрут «Princess Maria» призван возродить паромное судоходство и дать новый толчок для морского туризма в Петербурге и других портах России. Эксперты прогнозируют рост турпотока в обоих направлениях на 10-15%. Положительными сторонами проекта называют регулярность и непрерывность паромных рейсов, возможность паромных туристов жить в гостиницах, невысокая стоимость и возможность путешествовать со своим автомобилем. По прогнозу властей северной столицы прибыль может составит 100–150 млн евро, а федеральный бюджет — получить в виде портовых сборов до 5 млн евро.
Ко дню начала продаж билетов стало известно, что дважды в неделю, как анонсирует оператор линии - компания St. Peter Line, судно будет отправляться в «развлекательный круиз без захода в иностранные порты». Помимо трех еженедельных рейсов по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки компания-оператор намерена выполнять два ночных круиза из Петербурга без захода в Хельсинки. Судно будет выходить из Морского порта, всю ночь находиться в нейтральных водах, а утром возвращаться обратно в город. Нахождение в нейтральных водах (они начинаются в 12 милях от береговой зоны государства, т.е. в 220 км от Петертбурга) дает возможность, в частности, легально играть в казино на борту судна. Согласно международному праву, на судне, которое находится в свободной зоне, действуют законы той страны, под чьим флагом оно ходит. Для парома Princess Maria это флаг Мальты, соответственно, на его борту будут действовать законы этого европейского государства. Отметим также, что налоги с игорного бизнеса в бюджет Петербурга не попадут. Они также пойдут тому государству, законы которого относятся к азартным играм более снисходительно, чем российское законодательство.
Новость вызвала ажиотажное обсуждение в СМИ. Посыпались обвинения, что паромная компания St. Peter Line нашла возможность обойти запрет на игорные заведения. Компания INFLOT была вынуждена выступить со специальным заявлением, в котором от имени и по поручению компании ST. Peter line было заявлено, что проект открытия новой паромной линии Санкт-Петербург – Хельсинки не имеет ничего общего с «плавучим казино» и/или организацией азартных игр. Казино является обычным структурным элементом, которое имеется на всех паромах и пассажирских судах, работающих на международных линиях наряду с барами, ресторанами, магазинами дьюти фри и другими развлечениями на борту. Оператор поясняет, что один рейс с выходом из Санкт-Петербурга будет представлять собой развлекательный круиз без захода в иностранные порты, с возможностью взять судно в чартер под корпоративное мероприятие. Этот рейс необходим компании ST. Peter Line для сохранения еженедельного выхода из Хельсинки в четверг, а из Санкт-Петербурга в пятницу.
Эксперты скептически оценивает планы по использованию парома в качестве плавучего казино, считая, что паром только как игровая площадка будет невостребованным. Серьезного смысла и экономической выгоды в паромном казино нет. Отметим, что в мире практика плавучего казино распространена и исход клиентуры игорного бизнеса на «плавучие казино» наблюдался и в других странах, предпринявших запретительные меры в данной сфере, например, в Израиле.
Регулярное международное паромное сообщение в Петербурге существовало до 1996 года. В 2002 года оно было возобновлено, но с 2006 года вновь прервано: по разным причинам от маршрутов в российскую северную столицу отказались таллиннский оператор Tallink Grupp и финский Silja Line. Следующая попытка организовать паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки была предпринята в 2008 году финской компанией Stella Lines. В 2009 года от этой затеи пришлось отказаться из-за глобального финансово-экономического кризиса. Проекты оказывались нежизнеспособными из-за недостаточной загруженности линий, в том числе из-за сложностей, напрямую связанных с визовым режимом.