English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2009 - 30.11.2009  
Liikennealan asiantuntija
16.11.2009 - 30.11.2009



Что принес нам Мистраль?


Мистраль (франц. mistral), сильный и холодный северо-западный ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции. Отмечается вблизи устья Роны между гг. Монпелье и Тулон. Бывает во все времена года, но особенно зимой (БСЭ).

Визит французского десантного вертолетоносца «Мистраль», пришедшего в Санкт-Петербург 23 ноября, вызывает грустные ассоциации. Вертолетоносец пришвартовался у набережной Лейтенанта Шмидта, рядом с крупнейшими петербургскими судостроительными предприятиями - «Адмиралтейскими Верфями» и «Балтийским заводом», и это соседство еще больше усиливает разочарование в нашей судостроительной промышленности. Дело в том, что «Мистраль» прибыл не с простым визитом, это своего рода предпродажное знакомство с кораблем, интерес к которому проявляет командование российского Военно-Морского Флота. В случае положительного решения, предполагается купить у Франции несколько таких кораблей, один из которых может быть построен во Франции, а еще несколько на российских предприятиях. В качестве возможного предприятия для постройки таких кораблей в России называли судостроительный завод «Северная верфь», но предприятие в настоящее время не может строить корабли такого размера, скорее речь может идти о «Балтийском заводе», который как и «Северная верфь» входит в состав «Объединенной промышленной корпорации», или о новом предприятии ОПК.
Балтийские Боевые Слоны уже затрагивали тему плачевного состояния петербургских судостроительных предприятий (см. публикацию «Строительство современного флота России - Нужны ли для этого петербургские судостроительные заводы?»). Основной бедой нашего судостроения является невозможность строить то, что нужно заказчику (и в точные сроки). В статье приведены примеры строительства кораблей и подводных лодок, которые строятся по многу лет (7-12 лет). Вот это и является главной причиной желания командования ВМФ купить такой корабль. Построить что-то подобное наши заводы теоретически могут, но в Советском Союзе все авианесущие корабли строились в Николаеве, поэтому российские предприятия опыта строительства таких кораблей не имеют. Но дело не только в опыте, дело в сроках строительства – и о каких же сроках строительства может идти речь, когда небольшие корабли (класса корвет-фрегат), дизельные подводные лодки строятся по 7-12 лет, вертолетоносец в такой ситуации построят лет через двадцать. Новые корабли нужны именно сейчас. В свое время советский флот уступал только американскому, сейчас надводный флот представляет несколько сборище несколько разнотипных кораблей, находящихся в количестве 1-5 единиц на каждом из флотов, но даже у этих кораблей состояние поистине катастрофичное. Памятен недавний поход сторожевика Балтийского флота «Неустрашимый» на патрулирование к берегам Африки для борьбы с сомалийскими пиратами – после выполнения задачи корабль с трудом вернулся в Балтийск, настолько оказалось изношенным все оборудование.
Недавно в недрах Министерства обороны РФ родился план модернизировать 2 старых атомных крейсера (построенных в 1978-1988 годах на «Балтийском заводе»), находящихся на длительной консервации. Это говорит о том, что корабли стареют, а замены им нет. При такой скорости строительства нового флота, как в России, через несколько лет, когда будут выведены из состава флота устаревший крейсер «Петр Великий», авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и последние эсминцы советской постройки, флот останется с несколькими надводными кораблями класса фрегат-корвет и разными катерами. Таким образом, российский флот окажется флотом прибрежного действия (да и в настоящее время лишь Северный флот может претендовать на звание океанского флота). Наличие атомных подводных лодок, в том числе и с ядерными ракетами не в счет. Подводных лодок не должно быть видно никогда (или почти никогда), они не могут демонстрировать флаг страны там, где это необходимо. Эти действия под силу только крупным надводным кораблям. (Кстати, для обеспечения действия подводных ракетоносцев тоже необходимы надводные корабли различных классов, но это уже другой вопрос.) Поэтому и возникли планы модернизации атомных крейсеров, правда, не надо забывать, что эти работы на наших предприятиях займут не меньше 3-5 лет, так как эти работы, вероятно, будут проводиться не на «Балтийском заводе», а в местах базирования кораблей. Крейсер «Адмирал Нахимов» находится на Северном флоте, а «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском. Еще вопрос, под силу ли местным предприятиям выполнить эти работы. Северодвинское ПО «Севмаш» уже «прославилось» переоборудованием бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для индийского флота (предприятие сорвало сроки выполнения работ – задержка составляет пока 4 года, а потов в 3 раза повысило стоимость контракта). Вот для того, чтобы заполнить вакуум кораблей 1 ранга, и нужны десантные вертолетоносцы. Срок строительства таких кораблей во Франции 2-3 года, сейчас в строю 2 корабля, третий корабль строится, вот его, по данным СМИ, и может купить Россия.
Корабли типа «Мистраль» - универсальные корабли – они могут выполнять роли десантного корабля, вертолетоносца, корабля управления и госпитального судна. Поэтому план покупки одного корабля, а потом строительства еще нескольких десантных вертолетоносцев не выглядит совсем уж фантастичным и бесполезным для флота, как поспешили заявить многие отечественные СМИ. Тип корабля выбран правильно еще и потому, что вертолетоносец имеет минимум бортового вооружения (если не считать вертолеты и оружие десантных сил), в такой ситуации интеграция корабля в состав российского флота пройдет достаточно безболезненно.

Тактико-технические данные десантного вертолетоносца Mistral

Длина: по ватерлинии 189 метров, максимальная 199 метров.
Ширина: 32 метра.
Осадка: 6,2 метра.
Водоизмещение: стандартное 16500 т, полное 21300 т, при заполненном доке 32300 т.
Энергетическая установка: двухвальная, электрическая, два электродвигателя в подводных поворотных установках, суммарная мощность 20400 л. с. (15 МВт).
Скорость: 18,8 узлов.
Дальность плавания: 10800 миль при скорости 18 узлов, 19800 миль при скорости 15 узлов Вооружение: 2 пусковых установки зенитного ракетного комплекса Simbad, 2 - 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 - 12,7-мм пулемета Браунинг.
Авиация: до 16 вертолетов - стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов Тигр.
Высадочные средства: 4 десантных катера типа CTM или два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC.
Боевая загрузка: Общая грузовместимость бронетехники достигает 1100 тонн (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре и катеров в доке): 60 легких боевых бронированных машин либо 13 танков. Десантовместимость – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием либо 700 человек – «налегке», например, в ходе эвакуации пострадавших от стихийных бедствий (в случае сокращенного количества техники – можно брать на борт в перегруз порядка 1200–1300 человек). Размер грузовой палубы 122 x 13,5 x 7,7 метров.
Автономность: 30 суток.
Экипаж: 160 человек (20 офицеров)+ 450 человек десанта (кратковременно возможно принять на борт до 900 человек) и 150 человек штабного персонала. При использовании в качестве госпиталя на корабле предусмотрено 69 коек для перевозки раненых и соответствующее медицинское оборудование.


До кризиса главнокомандующий российским Военно-Морским Флотом Владимир Высоцкий заявлял о необходимости иметь в составе флота не менее пяти авианосных групп. Даже на волне высоких цен на нефть эти планы казались невыполнимыми (по причине отсутствия на российских предприятиях опыта строительства авианосцев и неспособности предприятий строить такие корабли без глубокой модернизации). После начала кризиса об этих планах пришлось забыть. Но желание иметь авианесущие корабли осталось. Летом 2009 года во время проведения Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге адмирал Высоцкий посетил стенд французской компании DCNS, где его внимание и привлекли корабли типа «Мистраль». После этого в СМИ и появилась информация об интересе со стороны руководства флота к таким кораблям (представители флота и МО также подтверждали эту информацию). На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербург пришел похожий десантный корабль «Johan de Witt» ВМС Нидерландов. Но к нему командование ВМФ не проявило интереса. Кроме Франции и Голландии такие корабли в Европе строит еще и Испания. Вопрос вынесения проекта корабля для российского флота на конкурс с участием этих стран некоторое время обсуждался в СМИ, но видимо выбор проекта это еще и во многом политическое решение, поэтому в последнее время говорится о вероятной покупке кораблей только во Франции.

Десантный вертолетоносец Johan de Witt ВМС Нидерландов на Международном военно-морском салоне 2009 у набережной Лейтенанта Шмидта, июнь 2009 года

Стоимость десантного вертолетоносца по данным французских СМИ составляет от 400 до 500 млн. евро. Тем, кто говорит о высокой стоимости французского корабля, можно привести стоимость российского фрегата проекта 22350 - порядка 400 млн. долларов (около 270 млн.евро), при этом фрегат корабль на класс ниже. Кстати, 26 ноября на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» был заложен второй фрегат этого проекта («Адмирал флота Касатонов»), первый фрегат («Адмирал флота Горшков») строится там же с 2006 года, предполагаемый срок вступления в состав флота – 2011 год (это к слову, о времени строительства кораблей).
Тезис о том, что «Мистраль» не подходит под доктрину использования российского флота, который поднимается некоторыми специалистами, абсурден. У российского ВМФ нет доктрины, кроме как приоритетного развития морских стратегических ядерных сил. Поэтому десантный вертолетоносец в составе флота будет выглядеть ничуть не более вызывающим, чем корабли других типов. Для использования десантного вертолетоносца необходимы корабли охранения в количестве не менее 5-6 (фрегаты, эсминцы), которых практически нет (и строятся они по одной штуке в 10 лет). Но для единственного российского авианосца также не хватает кораблей охранения, никто на этом основании не говорит, что он не нужен флоту. Такая концепция использования авианесущих кораблей - это военно-морская теория, а для использования в мирное время десантного вертолетоносца хватит и нескольких кораблей поддержки, да и один он может выполнять широкий круг задач. Например, при визите в дружественные страны наличие на борту десанта может быть дополнительным плюсом – возможны не только военно-морские учения, но и сухопутные. В ситуации, как в случае с сомалийскими пиратами, наличие на борту десанта и вертолетов также необходимо и является преимуществом. Поэтому мнения о том, что такой корабль не нужен флоту, ошибочны, флоту в настоящее время нужны корабли, на которых моряки могли бы отрабатывать выполнение боевых задач. А ситуация такова, что отрабатывать такие задачи становится негде, согласитесь крейсер «Аврора» (не удивляйтесь, он еще в составе ВМФ) или корабль, который 5 лет достраивается у стенки завода или столько же лет в ремонте не очень подходит для отработки боевых задач. В такой ситуации решение командования ВМФ о покупке и строительстве таких кораблей, когда наша промышленность не может построить не только аналогичных образцов, но и более простых, является правильным на сто процентов. Еще одним плюсом проекта является «гуманное» отношение к экипажу. Патриотизм великая вещь, но наличие удобств необходимо, сейчас не времена парусного флота. Особенно важно это в дальних морских походах. За счет применения автоматики количество экипажа корабля составляет всего 160 человек (для сравнения экипаж фрегата проекта 22350, водоизмещение которого 4500 т составляет 200 человек), поэтому уровень удобств для членов экипажа намного выше, чем на отечественных кораблях. А где вы видели на наших боевых кораблях госпиталь, помещение с несколькими койками – максимум. Проектирование наших кораблей, когда в боевых условиях предполагаемый срок жизни корабля составлял от 5 до 10 минут (выпустил ракеты – и, прощай) не предполагал использовать пространство для удобства жизни команды. Когда боевой корабль находится в походах, а экипаж не живет в казармах на берегу, условия жизни экипажа имеют важное значение для выполнения боевых задач.
В покупке иностранных кораблей (по крайней мере, в единичных случаях) нет ничего угрожающего для безопасности страны. Если к покупке подойти грамотно, получить лицензию на строительство такого корабля, доступ к технологиям, это будет еще одним кирпичиком в деле возрождения отечественной судостроительной промышленности. А опыт эксплуатации и обслуживания в составе флота таких кораблей даст дополнительные преимущества личному составу флота и может послужить ступенью в подготовке специалистов для других авианесущих кораблей, которые могут быть построены на отечественных предприятиях.
По сообщениям ряда СМИ вопрос о покупке десантных вертолетоносцев может обсуждаться в ходе встречи премьер-министра РФ Владимира Путина и президента Франции Николя Саркози 27 ноября в Париже.

P.S. Визит французского корабля в Санкт-Петербург вызвал интерес не только в России и во Франции, но и в некоторых других странах, в частности, в Грузии и Эстонии. В ряде СМИ этих стран была поднята настоящая истерия по поводу возможной покупки Россией французского корабля. А началось все со статьи главы центра анализа безопасности Грузии Дэвида Смита (своих экспертов и аналитиков в независимой Грузии, вероятно, нет, надо выбрать сотрудника Потомакского института политических исследований), которая была перепечатана и эстонской газетой. Эстонские СМИ подхватили эту тему и дополнили ее всевозможными измышлениями об угрозе Эстонии, возможном развале НАТО и т.д. И все это из-за вероятной покупки такого корабля. Кстати, представители российского ВМФ заявляли, что в случае покупки, десантные вертолетоносцы будут входить в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Но «свободной» прессе только тему дать о «российской угрозе». Читать высказывания Дэвида Смита и эксперта в области безопасности Ээрик-Нийлес Кросса без смеха было невозможно. Но когда в таком же смысле высказывается командующий Силами обороны Эстонии Антса Лаанеотса (бывший полковник Советской Армии), который говорит о том, что появление таких кораблей у России представляет военную угрозу для Эстонии, становится понятным, что все предыдущие измышления прекрасно вписываются в политику официальных властей. Постепенно к обсуждению этой темы подключились и СМИ других стран, в том числе США. В таких условиях выбор французского проекта предпочтителен еще и тем, что Франция с большим успехом (по сравнению с Испанией или Нидерландами) может противостоять давлению со стороны других членов НАТО в вопросе продажи кораблей России.