English
Русский
Suomi
Deutsch
01.07.2009 - 15.07.2009  
Energiatalouden asiantuntija
01.07.2009 - 15.07.2009

Газовая промышленность


Начало июля ознаменовалось несколькими событиями, привлекшими взгляды к вопросам транспортировки газа в страны Европы:

-Турция, Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия подписали межправительственное соглашение по строительству газопровода Nabucco;
-Туркменистан и Азербайджан выразили готовность стать ресурсной базой для Nabucco;
-Болгария приостанавливает два проекта с Россией, присоединилась к Nabucco, подписала меморандум о намерении присоединиться к проекту ITGI ;
-Россия предложила Турции (участница Nabucco) сотрудничество по проекту "Южный поток" и та выразила заинтересованность.




Подписание межправительственного соглашения по строительству Nabucco
Подписание соглашения сделало Nabucco более привлекательным для кредитования (так, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития уже проявили к нему интерес), впрочем, банкам нужно предоставить контракты на закупку газа из этой магистрали, а их пока нет. В случае потепления отношений между Ираном и западом, шансы на реализацию Nabucco станут очень большими. Следующим шагом в реализации проекта может стать подписание соглашения Азербайджаном и Турцией об экспортной цене на газ.
С усилением позиций европейского газопровода ухудшается положение российского "Южного потока".
Nabucco намного дешевле и технически проще построить - его стоимость около 8млрд. евро и основная часть газопровода пойдет преимущественно по суше. В то время как половину "Южного потока" планируется провести по дну моря и на достаточно серьезных глубинах и его стоимость колеблется от 8 до 20 млрд. евро.
Если рассматривать экономическую целесообразность проекта, то кроме дорогого строительства "Южного потока" вызывает сомнения и его окупаемость. На среднеазиатском газе, которым планируется его заполнять, "Газпром" уже сейчас фактически ничего не зарабатывает, а интерес к своему проекту вынуждает идти на еще большие уступки уже сейчас и в плане цены на газ и в плане рисков по поставкам и перепродаже (как с Туркменистаном). Сейчас шаги России по продвижению "Южного потока" по действию выглядят как "палки в колеса" Nabucco.
Так что возможно, России будет выгоднее сосредоточить усилия на реализации проектов по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) или… самой принять участие в проекте ЕС, что ей неоднократно предлагалось. Присоединившись к Nabucco, РФ может избежать рисков, уже характерных для отношений с Украиной и расширить свое экономическое и энергетическое влияние на мировом рынке.
Но Россия считает, что участие в проекте Nabucco может стать для неё выгодным только в том случае, если будет обеспечена добыча газа непосредственно на территориях участников проекта. На сегодняшний день такой возможности нет. А закачивать газ в чужую трубу в ущерб собственным проектам без явных и неоспоримых преимуществ этого проекта не представляется целесообразным.
Впоочем, даже если Nabucco будет реализован, Европа никуда не денется - её потребности покрывают несколько таких проектов, так что избавиться от зависимости от российского газа она не сможет. В перспективе европейский газовый рынок может обеспечить спрос на газ и "Южного потока", и Nabucco.

Пояснение:
13 июля в Анкаре было подписано межправительственное соглашение по строительству магистрального газопровода Nabucco. Для реализации проекта был создан консорциум "Nabucco Gas Pipeline International". В него вошли OMV (Австрия), MOL (Венгрия), Transgaz (Румыния), Bulgargaz(Болгария) и Botas (Турция). К ним также присоединилась RWE (Германия). В церемонии подписания соглашения участвовали представители около 20 стран, а также председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. В числе гостей были президент Грузии, премьер-министр Ирака и спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнингстар.
Строительство Nabucco позволит Европе обеспечить импорт природного газа в обход России, что и является не афишируемой причиной продвижения этого проекта. Цель - уменьшить газовую зависимость от России (которая поставляет в европейские страны около четверти необходимых им объемов газа), а также обеспечить безопасность импорта энергоресурсов (кризис с поставками российского газа через Украину). Но главным "заказчиком" проекта видится США с намерением уменьшить энергетическую зависимость, что трудновыполнимо на деле, ведь Россия владеет крупнейшими запасами газа в мире и является крупным транзитером газа из Центральной Азии.

Кто же заполнит Nabucco
Говоря ранее о преимуществах и целесообразности строительства Nabucco, всегда самым главным козырем России был вопрос о том, кто заполнит трубопровод. Первоначально планировалось наполнить его газом Ирана (обладает вторыми в мире доказанными запасами природного газа), который сам и сейчас не против участия в этом проекте ЕС. Однако до урегулирования отношений с США это маловероятно. Представители Ирана даже не были приглашены на церемонию подписания соглашения. У Ирака для экспорта по Nabucco нет свободного газа, всё идет на обеспечение внутреннего рынка, и политическая ситуация там также неспокойна.
Остаются Туркменистан и Азербайджан.
10 июля с.г. президент Туркменистана заявил, что его страна готова предоставить газ для трубопровода Nabucco. Испортившиеся не так давно отношения с Россией (после инцидента с взрывом на газопроводе САЦ) толкнули Туркменистан на поиски альтернативных покупателей. Еще до присоединения к Nabucco Ашхабад договорился о поставках газа в Китай (до 30 млрд. кубометров в год с последующим увеличением до 40 млрд.), которые планируют начать уже в начале следующего года. Для этих целей строится трубопровод через земли Узбекистана и Казахстана. Также ежегодных 50 млрд. кубометров газа на ближайшие годы законтрактовал "Газпром". Весь остальной газ уже сегодня идет на европейские рынки.
Теоретически у Ашхабада газ для Nabucco есть (последние открытия туркменских геологов доказывают, что страна располагает колоссальными запасами природного газа). Однако чтобы добыть нужное количество, удовлетворяющее Россию, Китай и Nabucco, придется допустить к разработке своих месторождений иностранные компании. Но даже если газа смогут добыть достаточно, то для его транспортировки в европейский проект придется строить газопровод через Каспий, что потребует большого вливания средств. Также для этого придется постараться урегулировать международно-правовые отношения с остальными каспийскими государствами (включая не заинтересованную в этом Россию), ведь правовой статус Каспия до сих пор не определен. В случае если это вариант осуществить не удастся, придется прокладывать маршрут через территорию Ирана, а это уже проблема согласования этого варианта с США. И даже после преодоления сложностей с подключением к Nabucco Туркменистана спокойствие за безопасность газопровода постоянно может нарушаться, ведь он будет идти по политически нестабильным территориям - Грузия, например (в случае участия в Nabucco как транзитер, Грузия будет обеспечена газом полностью плюс иметь дополнительную прибыль). В итоге возможность участия Туркменистана в Nabucco оставляет много сомнений. Впрочем, это заявление саму Туркмению ни к чему не обязывает.
Азербайджану также выгоден проект ЕС, так как одной из важнейших проблем является энергобезопасность. Но будет ли у него газ для европейского проекта? Ведь недавно было подписано соглашение о поставках 500 млн кубометров газа в год из Азербайджана в Россию, начиная с 1 января 2010 года (результат переговоров на основе подписанного еще в марте меморандума о намерениях между “Газпромом” и ГНКАР.). Россия стремлением перехватить весь азербайджанский газ надеялась, что для Nabucco у Азербайджана ничего не останется.
Однако сейчас глава Государственной нефтяной компании Азербайджана заявил о поддержке Nabucco и в политическом плане и ресурсном - страна имеет возможность экспортировать до 50 млрд. куб. м газа в год. И, правда, Азербайджан в последнее время очень продвинулся в развитии своей добывающей промышленности.
Итак, для Nabucco Туркменистан обещал поставлять 10 млрд. кубометров газа в год, Азербайджан - 8 млрд., также 2 млрд. возможно получить из Египта и 7 - 8 млрд. - из Ирака. Турция отказалась от претензий на 15 процентов газа, экспортируемого по Nabucco , взамен она добилась права доступа к европейским газовым резервам. Трубопровод будет строиться, чтобы газ мог идти с востока на запад и с запада на восток, т. е обратно в Турцию.

Болгария
Заявление болгарской стороны о приостановке российских проектов (АЭС "Белене" и газопровод "Южный поток") обусловлено в первую очередь политическими мотивами - в стране меняется руководство, будущий премьер страны "хочет разобраться в договорах своих предшественников". При одновременной поддержке Nabucco такое заявление может сыграть как давление на Россию в плане более выгодных условий газопоставок, наприемр переход на прямой договор с "Газпромом". При этом Болгария сделала еще один шаг, который может вызвать беспокойство у сторонников Nabucco - подписала меморандум о намерении присоединиться к проекту ITGI (Иран-Турция-Греция-Италия). Газопровод ITGI, рассчитанный на азербайджанский газ, считается конкурентном Nabucco. Это присоединение говорит об улучшении партнерских отношений между Афинами и Софией. ITGI, который должен соединить Турцию с Западной Европой, станет одним из пяти основных путей транспортировки газа в Евросоюз. Участие в нем Италии, Греции и Турции сделает их крупными транзитерами природного газа из бассейна Каспийского моря. Новое правительство Болгарии решило использовать все возможности для укрепления своих политических и энергетических позиций.

Справка:
Болгарское ответвление трубопровода, которое в Греции будет соединено с ITGI, будет иметь пропускную способность в 3-5 млрд кубометров в год. 1 млрд будет импортироваться из Азербайджана, остальное же будет выкупаться у Турции или в у Греции в виде СПГ. Болгария планирует получать ежегодно по ITGI с территории Греции 3-5 млрд кубометров газа. В отдаленной перспективе - возможность получения из Ирака 15 млрд кубометров газа, что составляет половину проектной мощности Nabucco. В будущем можно рассматривать поставки газа из Курдистана. Ресурсы Ирана сейчас не рассматриваются, но в потенциале имеются в виду.

Турция
Произошла активизация в определении участия Турции в альтернативных газопроводах Nabucco и "Южный поток", а также обсуждении расширения "Голубого потока".
Российский вице-премьер И. Сечин предложил Турции принять участие в "Южном потоке", ответом было заявление о готовности принимать предложения России по сотрудничеству в энергетической сфере, в том числе по этому проекту. Конкретные формы участия не обсуждались. Впрочем, очевидно, что речь идет о прокладке маршрута через турецкие воды Черного моря, пока же маршрут должен пройти по украинской зоне. Если Украина будет активно выступать против "Южного потока", то России так и так придется искать альтернативные варианты прокладки газопровода. Впрочем уже сейчас Украина очень активно поддерживает европейского конкурента - Nabucco - заявляя о готовности принимать участие в реализации этого проекта на всех его этапах, от проектирования до эксплуатации.
То, что Турция действительно станет участвовать в "Южном потоке", очень вероятно, так как он представляется более реалистичным по сравнению с Nabucco . Турция считает, что все маршруты, дополняя друг друга, послужат для удовлетворения прагматичных интересов страны. Например, строительство "Голубого потока-2" даст возможность иметь влияние на Азербайджан, с которым у Турции взаимные сложности вокруг цены газа и условий транзита европейцам дополнительных объемов с месторождения "Шах-Дениз".
Для России это партнерство также выгодно - в таком случае в рамках проекта может быть использована уже существующая на турецкой территории газотранспортная система, тогда в трубу может попасть и газ с Ближнего Востока. Также стоимость российского газопровода может быть значительно уменьшена - его подводный участок, проходя по маршруту "Голубого потока" станет короче запланированного примерно в два раза. А необходимость строить "Голубой поток-2" может отпасть , так как от "Южного потока" можно будет сделать ответвление на Израиль и снова в Турцию.
Однако не исключено, что публичный интерес к Южному потоку - всего лишь политический ход Турции чтобы поднять себе цену перед ЕС.
Принимая участие в Nabucco, Турция (подписала соглашение по его строительству) стремится уменьшить зависимость от России и удовлетворить свои растущие потребности в газе. Анкара планирует стать независимым участником газового рынка Евросоюза (пока же она просто транзитер). Однако здесь преследуются и стратегические интересы – в обмен на партнерство в энергетическом поле можно укрепить политические отношения с ЕС. Турция хочет вступить в Европейский Союз и подписание межправительственного соглашения по Nabucco должно ей в этом помочь. Также став значимым членом энергетического коридора между Каспийским бассейном и Европой, Турция надеется на приток инвестиций и создание новых рабочих мест.


Нефтяная промышленность


Растет пошлина – растут цены - растут штрафы
В августе прогнозируется очередное повышение экспортной пошлины на нефть, и оно может только осложнить положение нефтяных компаний. Высокая пошлина и низкие котировки приведут к снижению доходов, и чтобы это компенсировать, нефтяники начнут повышать цены на бензин. Рисковать придется увеличившимися штрафами (поправки в Административный кодекс об усилении ответственности за нарушение антимонопольного законодательства приняты 3 июля Госдумой). Это уже произошло после летнего повышения ставки пошлины - ФАС устроило разбирательства с крупнейшими нефтяными корпорациями, обвиняя тех в безосновательном повышении цен на топливо. Компании отвечают недовольством по поводу давления антимонопольщиков на рынок и обвиняют тех в попытках установления госрегулирования цен на нефтяном рынке. Хотя в ФАС это отрицают, и наоборот, готовы выступать против госконтроля формирования цен. И заявляют о готовности проводить работу с нефтяными компаниями по разъяснению особенностей законодательства.
Происходящие конфликты с госструктурой и потеря доходов нефтяных компаний вскрывают очень серьезный недостаток российского рынка, а именно отсрочка при формировании пошлин, которые утверждаются с полуторамесячной отсрочкой к нефтяным ценам. Для стабилизации положения на внутреннем рынке и снижения напряженности необходимо уменьшить этот промежуток времени (в период кризиса слишком длительный). Если нефть прекратит падение - таможенные ставки тоже снизятся, финансовые потери нефтяных компаний уменьшатся, но это раньше осени уже не произойдет.

Справка:
Экспортная пошлина на нефть с 1 августа 2009 года будет повышена до 222 долларов за тонну. Таким образом, с нынешних 212,6 доллара за тонну, пошлина повысится примерно на 4,42%. Размер пошлины установлен на основании мониторинга цен на нефть с 15 июня по 14 июля. Средняя стоимость барреля российской нефти за отчетный период составила 65,65 доллара.