English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2009-31.03.2009  

16.03.2009-31.03.2009

Банкротство крупнейшего поставщика авиатоплива. Компания «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) объявила в конце марта 2009 г. о прекращении своей деятельности из-за образовавшихся долгов. Об этом официально заявил гендиректор компании Евгений Островский. ТОАП задолжала по банковским кредитам порядка 4,1 млрд руб., а ее дебиторская задолженность составляет около 4,9 млрд руб. Банкротство крупнейшего поставщика топлива, присутствующего в 120 крупнейших российских аэропортах, включая аэропорты Московского авиационного узла, может привести к прекращению или осложнению работы сотен авиапредприятий.
Половина долга, утверждают в ТОАП, образовалась по вине авиакомпаний, входящих в разорившийся альянс AiRUnion, прекратившего свою деятельность и находящегося в процедуре банкротства, которым топливная компания предоставляла кредиты с отсрочкой оплаты на длительный срок. Избежать сбоев с поставкой авиатоплива в аэропорты скорее всего удастся, поскольку рынок будет достаточно быстро будет поделён между вертикально интегрированными нефтяными компаниями, например, такими как «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», давно проявляющих к нему интерес.



Продолжаем следить за событиями в авиакомпании «Сибирь», которая является второй по объему перевозок авиакомпания в России и первой на внутренних воздушных линиях После объявления технического дефолта по облигационному займу на 2,3 млрд. руб. и прошедших переговоров более 40% держателей облигаций «Сибири» приняли предложение авиаперевозчика об отсрочке погашения бумаг. В результате сделки, состоявшейся 18 марта, более 60 владельцев ее облигаций на сумму 985 млн руб. согласились реструктурировать платежи по бумагам на полтора года. По условиям реструктуризации авиакомпания выкупила у них 20% облигаций на сумму 197 млн руб. плюс купонный доход 5,7 млн руб., а оставшуюся сумму инвесторы получат равными долями в мае — августе 2009 и 2010 гг. С остальными держателями облигаций на сумму 1,3 млрд. руб. переговоры пока продолжаются. Такой способ урегулирования задолженности следует признать наиболее оптимальным с точки зрения учета интересов инвесторов. При попытке решить вопрос в судебном порядке держатели облигаций являются в данном случае необеспеченными кредиторами и вряд ли получили бы что-то в случае банкротства компании, т.к. являются в данном случае необеспеченными кредиторами, поскольку все имущество и контрольный пакет акций авиакомпании находятся в залоге по банковским кредитам.
По своим долгам начали платить и акционеры авиакомпании "Сибирь" Наталья и Владислав Филевы. 26 марта был погашен кредит, принадлежащий лично господам Филевым ЗАО "Группа компаний С7" в Сбербанке на $14,6 млн. Средства, пошедшие на погашение кредита,— это депозиты за 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner, возращенные на счета С7 производителем после отзыва компанией твердого контракта на покупку воздушных судов. От заказа на Dreamliner группа компаний С7 отказалась в конце января.
Но проблемы с долгами у "Сибири" остались. Все ее имущество заложено, и компания ведет переговоры с банками о реструктуризации долга по кредитам на 10,66 млрд руб., погашение части которых наступает во втором квартале 2009 г.. Причем от договоренности о реструктуризации долга зависит и господдержка авиакомпании: комиссия по мониторингу системообразующих предприятий, у которой "Сибирь" попросила госгарантий на 4,5 млрд руб., с середины февраля ждет согласованного с банками плана реструктуризации. К настоящему времени со своей позицией не определился только Сбербанк, являющийся крупнейшим кредитором компании, которому заложен контрольный пакет акций "Сибири".
Кредиторы "Сибири" уже начинают забирать у нее ликвидное имущество. Первыми реализовали свои залоги в конце февраля 2009 г. структуры "Альфа-групп", ставшие владельцами половины компаний "Сибирь Техник" и "С7 Инжиниринг", занимающихся техобслуживанием самолетов "Сибири" и ее дочерней авиакомпании "Глобус". Деятельность "С7 Инжиниринг" связана с техобслуживанием самолетов в Домодедово, где компания занимает лидирующую позицию по обслуживанию самолетов, а "Сибирь Техник" работает в новосибирском аэропорту Толмачево. Обе компании имеют европейские сертификаты Part 145, позволяющие обслуживать самые массовые типы самолетов семейства A320, A310 и Boeing 737. Технические дочерние компании оказались одними из самых ликвидных активов "Сибири", т.к. контрольный пакет акций авиаперевозчика заложен в Сбербанке, а самолеты находятся в лизинге. "Альфа-групп" технические компании скорее всего понадобятся для ее собственного авиапроекта — создаваемой low-cost-авиакомпании "Авианова", которая будет базироваться в Домодедово и летать на самолетах Airbus, как и "Сибирь". Запуск компании был запланирован на март.
Справка
Акционеры авиакомпании «Сибирь»: заместитель гендиректора «Сибири», гендиректор ЗАО «Группа компаний S7» Наталья Филева – 63,26%, государство – 25,5%. ЗАО "Группа компаний С7" принадлежит Наталье Филевой и ее мужу, гендиректору "Сибири" Владиславу Филеву. Группе принадлежат технические и сервисные компании, обслуживающие "Сибирь", а также авиакомпания "Глобус", куда "Сибирь" перевела часть рейсов и самолетов. Альфа Банк является третьим по объему долга кредитором "Сибири": 1,5 млрд руб. с погашением во втором квартале 2009 года, а "Альфа-лизинг" финансировал закупку оборудования для "С7 Инжиниринг".