English
Русский
Suomi
Deutsch
 

Man wird am Licht sparen müssen
Datum: 16.12.2008

Придется экономить свет

Финансовая идеология реформирования электроэнергетики

Статистические и фактические данные о неудовлетворительном состоянии электроэнергетики в России послужили мотивом для старта реформы электроэнергетики. Основная задача преобразований – это демонополизация отрасли, привлечение частных инвестиций, создание рыночных условий для осуществления здоровой конкуренции. Главная цель реформы заключалась в разделении энергокомпаний на конкурентные и монопольные виды бизнеса, формирование новых субъектов отрасли, в первую очередь межрегиональных генерирующих компаний (ТГК и ОГК).
С ликвидацией РАО «ЕЭС России» летом 2008 г. под контролем государства осталась сетевая и диспетчерская инфраструктура энергетики (ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»), гидрогенерация (ОАО «ГидроОГК), атомные станции (ОАО «Концерн Энергоатом»). Доля государства в отмеченных активах составляет более 75% (доля в «Энергоатоме» – 100%).
Доля государства в ОГК и ТГК составляет менее 50%, поскольку данный вид тепловой генерации привлекателен для частных инвесторов. Генерации ОГК и ТГК составляют 70% в общем объеме производства электроэнергии в России. Привлечение частных инвестиций именно в этот сектор снимает колоссальное финансовое бремя с государства: по предварительным оценкам, при условии создания прозрачных правил в ближайшие годы (до 2011 г.) может быть вложено 5,7 млрд долл.
По данным на 2008 г., в целом по России, выработка паркового ресурса на всех типах электростанций России достигла 27%. По прогнозам экспертов, к 2010 г. этот показатель составит более 37%. В настоящее время более 55% парка турбинного оборудования электростанций России - агрегаты, отработавшие более 25 лет. До сих пор в ряде регионов используется энергооборудование, введенное в эксплуатацию еще в 1930-1940 гг. Электроэнергетика - один из немногих секторов российской экономики, где степень износа основных фондов неизменно увеличивается: с 40,6% в 1990 г. до 60,4% в 2007 г.
В условиях стремительного роста энергопотребления (4,6% - по России в среднем; рост 6% - 10% по Москве, Петербургу, Тюмени), отечественная электроэнергетика остро нуждается в новом масштабном строительстве высокоэффективной генерации. В противном случае уже к 2009 г. Россия столкнется с непокрываемым дефицитом мощности в объеме до 5000 МВт.

Действия Администрации Санкт-Петербурга

Пережив коллапс энергообеспечения зимой 2005/2006 гг. правительство Петербурга приняло ряд экстренных мер по стабилизации баланса производства и потребления энергии.
Проблемы возникли, когда пиковая нагрузка пришлась на период низких температур воздуха в январе 2006 г. Потребность в мощности повысилась до уровня 6,9 тыс. МВт, а энергобаланс города в 2006 году оценивался всего в 6,5 тыс. МВт. Недостающие мощности, в размере 400 МВт, были покрыты за счет «переброски» электричества с первого блока Северо-Западной ТЭЦ в ущерб экспортному контракту с финской Fortum. Согласно расчетам экспертов, убыток ТЭЦ от недопоставки, с учетом штрафа, составил около ?3 млн (чистой прибыли).
В 2007 году рост энергопотребления города составил в среднем около 6% (увеличение с учетом относительно теплой зимы). По предварительным данным на 2008 год рост потребления составил порядка 5%. Таким образом, мощности энергосистем, снабжающих город, энергией подошли вплотную к имевшей место максимальной величине 2006 года.
Игнорирование проблем энергодефицита привело бы к обострению социальной и экономической напряженности. Поэтому в качестве основы для дальнейших действий был разработан административно-правовой фундамент энергетической безопасности северной столицы. В частности действия Правительства Санкт-Петербурга были подкреплены:

  1. утвержденной в 2004 году программой реконструкции и развития головных источников энергоснабжения;
  2. принятой в июле 2005 года концепцией генеральной схемы электроснабжения города до 2025 года;
  3. целевой программой Санкт-Петербурга «Строительство и реконструкция системы теплоснабжения в Петроградском районе Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2005 N 708-108;
  4. соглашением «Чубайс-Матвиенко», подписанное между председателем правления РАО «ЕЭС России» и губернатором СПб 27 июля 2006 г.;
  5. целевой программой Санкт-Петербурга «Строительство и реконструкция системы теплоснабжения в Курортном районе Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 445-69;
  6. целевой программой Санкт-Петербурга «Строительство объектов газификации в Санкт-Петербурге в 2007-2009 годах». Закон Санкт-Петербурга от 11.12.2006 N 577-94;
  7. целевой программой Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов высокого давления через Невскую губу Финского залива в 2007-2010 годах». Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 414-80;
  8. целевой программой Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов от газораспределительной станции «Лаголово» до юго-западной теплоэлектроцентрали в 2007-2009 годах». Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 412-79.
В том числе:
  1. принятым в марте 2005 года «Положение о стратегических инвестиционных проектах Санкт-Петербурга и стратегических инвесторах Санкт-Петербурга»;
  2. Подготовленный в сентябре 2006 года Информационно-аналитическим центром Администрации Санкт-Петербурга «Регламент взаимодействия органов исполнительной власти, энергоснабжающих организаций и потребителей». И т.д.

Перечисленные документы включает в себя программу первоочередных мероприятий по устранению дефицита мощности. На период до 2010 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планировалось ввести:

  1. 3400 (3900) МВт генерирующих мощностей;
  2. 5500 МВА трансформаторной мощности в магистральном сетевом комплексе;
  3. 5860 МВА трансформаторных мощностей в городских сетях (в том числе ввод новых и реконструкция старых подстанций);
  4. 545,6 км новых сетей, в том числе 144,2 км реконструкции действующих сетей;
  5. 200 км теплотрасс (в том числе ввод новых и реконструкция старых).

В настоящее время идет масштабная модернизация электрических и тепловых сетей, строительство новых и реконструкцию старых электрических подстанций, увеличение мощности генерирующих энергетических объектов. Общий объем инвестиций составил порядка 300 млрд руб. Около трети от всей суммы будут потрачены на строительство новых генераций. Работы ведутся силами ОАО «Ленэнерго», МЭС Северо-Запада филиала ОАО «ФСК ЕЭС», городской электросетевой компании ОАО «Санкт-Петербургские электрические сети», ОАО «ТГК-1», ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», ОАО «ОГК-6», специалистами городских ТЭЦ и др.

Экстремальное балансирование энергосистемы

Несмотря на прилагаемые усилия Администрации, энергетиков и частных инвесторов, энергобаланс города постоянно находится на грани. Энергопотребление и нагрузка на сети города постоянно увеличивается. Способствует этому как устойчивый рост ввода коммерческой и жилой недвижимости, так и развитие промышленного производства. В незначительной степени, дополнительную нагрузку энергосети получают за счет ввода жителями Петербурга в эксплуатацию новой бытовой техники, которой они обставляют собственные квартиры.
Так за 2006/2007 гг. объем спроса вырос в среднем на 390 МВт. Этой мощности хватило бы для комфортной жизни около 400 тыс. чел. Если учесть, что энергобаланс на 2006 год оценивался в 6500 МВт, при этом был дефицитным, то дополнительный прирост мог стать критичным. Однако, балансируя на грани, этой ситуации удалось избежать. Инвестиционная программа ОАО «ТГК-1» смогла частично закрыть недостающую потребность, когда ввела 210 МВт новой генерации. В частности в мае 2006 года был введен первый энергоблок новой площадки «Правобережной» ТЭЦ-5 (180 МВт), а в декабре того же года заработала новая турбина на «Автовской» ТЭЦ-15 (30 МВт).

Конфликт государственных монополий

В конце декабря 2006 года был достроен второй энергоблок на Северо-Западной ТЭЦ (450 МВт). Однако так необходимые городу мощности СЗ ТЭЦ не заработали! Причина, по которой не был запущен второй блок, банальна: нет газа! Газпром был не в состоянии поставить дополнительный объем голубого топлива на ТЭЦ, поскольку чиновники Санкт-Петербурга вовремя не явилась к монополии на «поклон». Если точнее, то Администрация Санкт-Петербурга, когда верстала генеральную схему электроснабжения города до 2025 года, якобы не согласовала поставку газа с Газпромом.
При этом согласование должно было происходить заранее, поскольку это требует предварительной подготовки системы газоснабжения и перенастройки компрессорных станций. Простаивание второго блока обходилось СЗ ТЭЦ ежемесячно в 2 млн. руб.! А причины, похоже, крылись не в технических особенностях газоснабжения.
С высокой долей вероятности можно отметить, что основная причина отказа Газпрома снабжать построенный блок ТЭЦ газом заключалась в его двойной финансовой незаинтересованности. В частности, 90% вырабатываемого электричества СЗ ТЭЦ поставлялось по экспортному контракту в Финляндию. Электроэнергия вырабатывалась на ТЭЦ за счет газа, который приобретался у монополии по сниженным российским ценам (по 1088 руб. за тыс. куб. м; 70% себестоимости эл/энергии составляет газ). В то же время Финляндия импортировала российский газ уже по цене $140-150 за тысячу кубометров.
При этом северный сосед покупал электричество очень дешево, всего за ?0,012-0,021 за 1 кВт*ч (в Европе цена была в 5 раз выше). Таким образом, Финляндия не была заинтересована в приросте объемов закупки газпромовского газа. Ситуация осложнялась тем, что Газпром, являлся миноритарным акционером СЗ ТЭЦ, не получал доходов от экспорта электричества. Как выяснилось, доходы от переброски энергии за границу полностью забирались мамкой «Раей». Всего в год экспортировалось более 11 млрд. кВт*ч, при этом виртуальная упущенная выгода монополии от недопоставки в Финляндию голубого топлива составляла около $80 млн/год.
Иными словами, долгосрочное соглашение Газпрома с Финляндией до 2025 года предполагает наращивание объемов потребления газа к 2008 году до 6 млрд кубометров (в 2004 году – 5 млрд кубометров; по данным Ъ). Однако рост потребления газа может затормозиться из-за действий РАО ЕЭС: Финляндия предпочитает увеличить потребление относительно дешевой российской электроэнергии, нежели наращивать закупки газа.
На этой почве между РАО «ЕЭС России» и Газпромом завязался неприятный конфликт, когда монополия не желала поставлять газ на второй блок ТЭЦ, а РАО, в отместку, вытеснило (к 2006 г.) «дочку» Газпрома из состава миноритарных акционеров Северо-Западной ТЭЦ. Администрация города, жители и местный бизнес при этом остались крайними.

Тесное энергетическое сотрудничество

Выше было отмечено, что за 2006/2007 гг. объем спроса в Санкт-Петербурге вырос в среднем на 390 МВт. Новой генерации в 2006 году было введено только на 210 МВт. Однако чем же закрывали недостающие мощности?
Так сложилось, что город федерального значения – Санкт-Петербург – энергодефицитен, Ленинградская область и Карелия – имеют электрическую энергию в избытке. При существовании технических возможностей (наличие сетевых линий, трансформаторов и подстанций) можно перебрасывать электроэнергию из региона в регион.
Для покрытия недостающих 180 МВт генерирующих мощностей усилиями ОАО «Ленэнерго» и МЭС Северо-Запада в 2007 г. были введены дополнительно 560 МВА трансформаторной мощности в СПб. В частности к концу 2007 г. было завершено строительство подстанций «Лахта» и «Ржевская». Это позволили снять проблему подключения строящихся домов к электросетям в северных и северо-восточных районах города и снизить нагрузку на подстанцию 330 кВ «Восточная».
В 2008 гг. рост потребности в мощности новых генераций составил в среднем 275 МВт. Для повышения надежности энергосистемы введены дополнительные сетевые линии и подстанции.

В частности проведена реконструкция:
  1. на ПС 330/220/110 кВ «Восточная» (АТ 330/110 кВ 4х200 МВА);
  2. на ПС 330/110 кВ «Колпино» (200 МВА);
  3. проложены кабельные линии на 330 кВ ПС Завод Ильич №15 - ПС Волхов-Северная №16;
построено/ завершено строительство в 2008 г.:
  1. ПС 220 кВ «Колпинская» (200 МВА);
  2. ПС110 кВ «Волковская»;
  3. ПС 110 кВ «Обуховский завод»;
  4. ПС 110 кВ «Осиновая роща-2»;
  5. ПС 110 кВ «Северная долина»;
  6. ПС 110 кВ «Стрельна»;
  7. ПС 110 кВ «Шушары»;
  8. ПС 110 кВ «Петродворец»;
  9. ПС № 369А;
  10. включение заходов линий электропередачи 110 кВ на ПС 330 кВ «Октябрьская» для выдачи мощности из ЕНЭС в энергосеть города;
  11. включение заходов четырех КЛ 110 кВ на ПС «Ржевская» для выдачи мощности из ЕНЭС в энергосеть города;
  12. ввод кабеля 110 кВ, связывающего ПС №16 с ПС «Синопская» и Электростанцией №2 Центральной ТЭЦ;
  13. строительство КЛ 110 кВ для усиления связей между ПС «Западная», ПС №17 и ТЭЦ-14 и ТЭЦ-15.


Проделанная работа значительно подкрепила надежность энергосистемы города. В частности переброска электроэнергии их соседних субъектов РФ позволила снять проблему со снабжением:

  1. дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»;
  2. функционирования особой экономической зоне «Нойдорф»;
  3. электроэнергией жилой комплекс «Балтийская жемчужина»;
  4. новые жилые кварталы на Юго-Западе города;
  5. обеспечить пуск «Надземного экспресса»;
  6. энергией Юго-Западных очистных сооружений;
  7. промышленных предприятий.

В планах энергетиков входит ввод еще 18 подстанций; более 10 реконструкций (подстанций, трансформаторов высоковольтных и кабельных линий); прокладка более 300 км линий электропередач. Столь масштабные планы, безусловно, благоприятно отразятся на энергобалансе и экономике города. Напомним, что уже развернутся (некоторые уже функционируют) предприятия:

  1. компании «Тойота Мотор Корпорейшн»;
  2. автомобильного завода компании Ниссан Мотор Ко., Лтд;
  3. завода по производству листового архитектурного и автомобильного стекла;
  4. по производству автомобильных комплектующих компании MAGNA International Europe AG;
  5. по производству автомобилей «Дженерал Моторз»;
  6. автомобильного завода компании Сузуки Мотор Ко., Лтд;
  7. завода компании Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус;
  8. завода «БСХ Бытовые приборы»;
  9. и т.д.

В настоящее время энергодефицита в городе нет. Несмотря на количество введенных объектов, это представляется только лишь временной мерой. Согласно прогнозам чиновников, планы развития города потребуют значительного увеличения энергоресурсов (до 3900 МВт). Решить эту задачу можно, прежде всего, за счет ввода новых объектов генерации.

Современное состояние и развитие генераций Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Заимствование Санкт-Петербургом электричества из Ленинградской области и Республики Карелия не являются панацеей. Без развития новой генерации все реконструкции, стройки подстанций, линий электропередач могут не принести желаемого эффекта. Данный факт хорошо понимается в Администрации СПб, РАО «ЕЭС России», ОАО Газпромом.
Видимо, ценой невероятных усилий, городских чиновников была достигнута договоренность о поставках дополнительного объема газа в Санкт-Петербург. Так, заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев сообщил, что «Газпром» в 2008 году увеличит поставки природного газа потребителям Северо-Западного федерального округа (СЗФО) всего на 0,8%, до 33,5 млрд кубометров (в прошлом году концерн поставил в регион 33,3 млрд кубометров). Увеличение снабжения на 200 млн. куб.м. было ориентировано на потребление в северной столице, что позволило 15 апреля 2008 г. запустить в эксплуатацию второй энергоблок на Северо-Западной ТЭЦ.
Однако с таким объемом голубого топлива ТЭЦ будет вырабатывать только треть от номинальной мощности, т.е. в лучшем случае 150 МВт. Газ будет поставляться в ограниченном количестве и только по краткосрочным договорам.
Г-ном Голубевым также было отмечено, что СЗФО является дефицитным регионом по поставкам газа. Это происходит из-за отставания в развитии ресурсной базы и недостаточной пропускной способности действующих газопроводов. На это также накладывается падение газодобычи на крупнейших действующих месторождениях компании. Кроме того, в последние годы инвестиции «Газпрома» в основном направлялись на развитие экспорта газа и покупку активов в электроэнергетике. Как следствие, на запуск новых газовых месторождений (Штокмановского, Бованенковского и др.) средств катастрофически не хватало.

Введение новых генераций

Согласно утвержденному РАО «ЕЭС России» плану развития электроэнергетики, до 2010 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет введено в эксплуатацию 3336 МВт новой генерации. Отмеченный объем распределится между Северо-Западной ТЭЦ (300 МВт недостающей мощности), Центральной ТЭЦ (220 МВт), ТЭЦ Парнас (400 МВт), ТЭЦ-5 (386 МВт), Юго-Западной ТЭЦ (450 МВт), Первомайской ТЭЦ-14 (130 МВт), Всеволожской ТЭЦ-21 (500 МВт), ТЭЦ-22 «Южная» (450 МВт), Киришская ГРЭС (500 МВт). При своевременном введении в работу указанных объектов, дефицита энергии Петербург не будет минимум 10-15 лет. Однако с соблюдением сроков, по всей видимости, есть определенные проблемы.

Техническая сторона вопроса

При изучении и техническом сопоставлении будущих генераций была обнаружена незначительная, но весьма важная системная неразбериха. Заключается она в том, что до сих пор среди Администрации СПб, РАО «ЕЭС России» и Правительства РФ нет четкого плана технического оснащения будущих ТЭЦ!
С одной стороны энергетикам и чиновникам это развязывает руки, с точки зрения вариативности заказов машиностроителям, с другой стороны – это не пустяковое расхождение. На примере строительства Юго-Западной ТЭЦ можно проиллюстрировать подобные расхождения. Так на сайте правительства СПб утверждалось, что на ЮЗ ТЭЦ будет построено два энергоблока по 180 МВт каждый (360 МВт в совокупности). На страничке РАО «ЕЭС России» написано, что будет возведено также два блока, но уже по 225 МВт каждый (450 МВт). А источники СМИ утверждали про 530-560 МВт. Также эти расхождения были обнаружены и по ТЭЦ Парнас (проектная мощность 400 МВт).
При таких расхождениях становится понятным, что до сих пор нет единого технического понимания и госзаказа для машиностроителей, как отечественным, так и зарубежным. Кстати, наши машиностроители будут не в состоянии покрыть спрос энергетиков в турбинах и силовых установках, поэтому придется привлекать зарубежных исполнителей.
Проблема в том, что это заказы долгосрочные. К примеру, заказ газовой турбины мощностью 77 МВт компании General Electric выполняется 10 месяцев, месяц требуется для доставки и 3 месяца для установки. Если заказать на Калужском турбинном заводе паровую турбину мощностью 35 МВт, ее изготовят через 18 месяцев и 2 месяца потребуется на монтаж. Таким образом, чтобы к 2010 году заработали все желаемые генерации, оборудование необходимо было заказать еще в середине 2007 года. Пока про заказы слышно было только на Василеостровской ТЭЦ-7, по остальным как-то тихо.
Эту проблему реально решить, если будет четкий план заказов, пройдет согласование сроков исполнения, оценены производственных возможности отечественных и зарубежных машиностроителей. Также необходим и четкий контроль со стороны энергетиков и чиновников различных уровней.

Обеспеченность топливом

Другая, не менее тревожная, проблема ввода новых генераций основывается на том, что они все газовые. Согласно техническим характеристикам вышеотмеченных ТЭЦ они не смогут работать на альтернативном виде топлива, к коим относится мазут, уголь, дизельное топливо. Для примера приведем Северо-Западную ТЭЦ, которая может работать на дизельном топливе только 8 дней в году! Для полноценного функционирования новых и реконструированных теплоэлектроцентралей дополнительно потребуется минимум 4 млрд. куб. м. газа. Для сравнения отметим, что в 2008 году, для СЗФО, Газпром смог нарастить обеспечение потребителей только на 200 млн. куб.м. газа.
Для подачи такого объема топлива необходима серьезная модернизация компрессорных станций. По словам технических специалистов Газпрома, в среднем, на увеличение пропускной способности компрессорной станции уходит около трех лет. К этому необходимо добавить еще строительство магистральных газопроводов и мощностей по подземному хранению газа.
Если монополия или государство не изыщет средств на модернизацию газовой инфраструктуры и расширение ресурсной базы, то на масштабных планах энергетиков в Северо-Западном Федеральном округе можно будет поставить жирный крест, а построенные ТЭЦ также будут простаивать, с убытками минимум в 2 млн. руб. в мес., как Северо-Западная ТЭЦ в свое время.

Стратегия газовых генераций

В связи с газовой проблемой встает совершенно справедливый вопрос: а, собственно, почему именно на газовые генерации замыкается строительство? Почему не угольные или атомные станции?
Чтобы ситуация стала ясной, необходимо представлять реальные сроки ввода новых энергообъектов. В частности, газовую станцию можно построить за 20 месяцев, угольную – минимум за три года, гидростанцию – в среднем за пять лет, атомную за 10-15 лет. По этой причине газовые вводы в ближайшие три-четыре года неизбежны, и это единственный способ обеспечить электричеством страну. Вместе с тем, как заметил в интервью А.Б. Чубайс, в России «завышенная доля газа в топливном балансе». «Она неправильная ни с точки зрения энергобезопасности, ни с точки зрения эффективности». Причины: «заниженная цена газа по сравнению с углем и мазутом, которые имеют рыночные цены». В этой связи стоимость газа, для внутреннего потребления, неизбежно будет увеличиваться. Правительство РФ, совместно с Газпромом уже разработали программу постепенной либерализации газового рынка России, что приведет стоимость кубометра до европейского уровня. Предполагается, что полномасштабный переход на рыночные газовые цены в России начнется с 2011 года. Это будет выгодно доля Газпрома и накладно для промышленных потребителей, использующие газ в качестве основного топлива.



Журнал «Энергорынок» №10 за 2008 год в статье «Ценовые и структурные риски реформированной электроэнергетики в цифрах» приводит весьма интересные цифры.
В частности при повышении цены газа до мировой минимальная себестоимость производства электроэнергии в усредненном выражении по всем газовым станциям ОГК и ТГК составит 2,7 руб./кВт.ч (при сохранении величины фиксированных издержек) и приблизится к оптовой цене на EEX (3 руб. в сентябре 2008 г.). Средний (квадратичный) разброс цен на электроэнергию для ОГК будет равен 10%, для ТГК - 30%. При этом на газовых объектах ТГК затраты в среднем достигнут 3,54 руб./кВт.ч, а на многих ТЭС этот показатель окажется ощутимо превышен (до 8,8 руб./кВт.ч).
При значительном увеличении цен на газ генерирующие объекты, входящие в состав ОГК и ТГК, распадаются на кластеры с принципиально разными затратами на производство. В рыночных условиях станциям с критически высокими производственными издержками (до 7-8 руб./кВт.ч ) будет выгоднее простаивать, чем работать. Например, надолго уходя в плановые ремонты (тем более что состояние оборудования позволяет это обосновать).



В перспективе, с 2010 по 2025 гг., предполагается строительство нескольких атомных станций (например, Ленинградская АЭС-2; АЭС в г. Северск, Томская область), возведение угольных генераций, получение энергии за счет утилизации попутного нефтяного газа. В перспективе доля газовых генераций сократиться за счет перевода вырабатывающих мощностей на уголь. Есть уже предпосылки консолидации газового и угольных рынков, в частности СП между СУЭК и Газпром (предполагаемое в обозримом будущем).

Инвестиции на фоне кризиса

Нестабильность на финансовых рынках отразилась на возможности привлечения заемных средств.
Недавно пресс-служба ОАО «Ленэнерго» рапортовала о коррекции инвестиционной программы более чем в два раза: с 20 до 9,4 млрд. руб.
ОАО ФСК ЕЭС в ближайшем будущем может столкнуться с проблемой привлечения дополнительных средств, поскольку на запланированные инвестиции приходится более 30% заемного капитала.
В ОАО ОГК-6 и ОАО ТГК-1 в настоящие момент уже рассматривается возможность изменения планов финансирования в строительство новых энергообъектов. Недавно ОАО Газпром – стратегический инвестор и акционер ОГК-6 и ТГК-1 – провел переговоры с ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (СО ЕЭС) по изменению инвестиционных программ подконтрольных ему генерирующих компаний. Речь шла не о «сворачивании» проектов, а «сдвижении» их по срокам, пояснил представитель монополии. По предварительным данным, «сворачивание» не должно коснуться Киришскую ГРЭС (ОГК-6). В отношении объектов ТГК-1 Газпром высказал более четкую позицию. В частности, холдинг предлагает СО ЕЭС сократить финансирование ТЭЦ-14 и ТЭЦ-21, поскольку частные инвесторы строят дублирующие энергоблоки (Юго-Западная ТЭЦ и ТЭЦ «Парнас»). Кроме того, ТГК-1 имеет проблемы с рефинансированием кредитов. Объем финансирования уже снижен на 4 млрд руб. за счет сокращения издержек и персонала, если предлагаемые монополией меры будут приняты до конца года, то 630 МВт новой генерации будут введены минимум в 2015 году вместо 2010, как планировалось.

Прогноз энергобаланса Санкт-Петербурга

Прогнозы специалистов

По прогнозу комитета по энергетике СПб, к 2010 году свой парковый ресурс отработает генерирующее оборудование на ТЭЦ суммарной мощностью 704 МВт, или 24% от существующей установленной мощности городских электростанций, к 2015 году - 46%, к 2025 году - 80%.
Потребление электроэнергии к 2025 году увеличится до 30 млрд. 500 млн. кВт•ч. (в н.в. потребление на уровне 19−21 млрд кВт•ч). Общий прирост электрических нагрузок по районам Петербурга в период до 2025 года составит 6 тыс. 132 МВА.

Запас прочности

Если отмеченные проблемы не найдут оперативного решения до 2010 года, то заимствовать электричество из соседней Ленинградской области будет весьма проблематично. Связано это с тем, что в Ленобласти уже стартовало несколько крупных межотраслевых инвестиционных проектов, требующих большого количества энергии. В настоящее время Ленинградская область является энергоизбыточным регионом: здесь ежегодно производится примерно 30 млрд кВт•ч электроэнергии, а потребляется 10 млрд. Спрос на установленные мощности – порядка 2,5 тыс. МВт. По прогнозам Ленобласти в 2010 году понадобится до 3 тыс. МВт электрических мощностей. А рост потребления Петербурга на 2009/2010 прогнозируют на 1500 МВт. Общая ситуация осложняется тем, что в мае 2009 года планируется закрыть 4-ый энергоблок ЛАЭС до 2010 года с целью продления его срока службы, тем самым область и город лишается мощности в 1000 МВт, а дефицит города и области зависнет на отметке 3000 МВт.
Напомним еще раз о том, что энергетики до 2010 года планируют ввести 3400 МВт. Если все: чиновники, энергетики, машиностроители, поставщики справятся со всеми вышеперечисленными проблемами и прислушаются к вариантам решения проблем, то дефицита электричества не будет.
Однако сопоставленные цифры и факты, технические и экономические проблемы говорят о том, что выполнить первую часть инвестиционной программы, рассчитанной до 2010 года, вряд ли удастся. Дефицит электрической энергии снова будет актуальным, поскольку рост потребления пока ничем особо не сдерживается. Только сокращение промышленного производства (из-за кризиса) способно на время снизить темпы роста и понизить потребление электричества. Срыв сроков строительства или их «сдвижение» не покроют дефицита электричества, на 2010 -2012 гг. Таким образом, затягивание с инвестициями сегодня, мы лишаем регион перспективного и прогрессивного промышленного и инфраструктурного развития. Дефицит энергии коснется в основном промышленных потребителей, жителям города и области беспокоиться особо нечего. Ограничение подачи тепла и электричества гражданам Санкт-Петербурга Администрация не допустит!

Энергетическая статистика города

В настоящее время, энергобаланс Санкт-Петербурга оценивался в 6,9 – 7,1 тыс. МВт. Годовое потребление электроэнергии находится на уровне 20 − 21 млрд кВт•ч. Общая тепловая нагрузка составляет 20,4 гигакалории в час. Теплоснабжение Петербурга осуществляют восемь ТЭЦ территориальной генерирующей компании № 1, четыре промышленные ТЭЦ, более 600 котельных, находящихся в собственности города, в том числе 560 котельных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурге”, и около 800 ведомственных котельных. Потребители получают тепло посредством сетей общей протяженностью 7920 километров. По состоянию на конец 2008 года, город имеет запас тепловой энергии примерно на 200 млн. кв. м. жилой недвижимости.
В 2007 году объем потребления природного газа по Санкт-Петербургу составил 11,17 млрд. куб. м. Годовое потребление газа населением - 612,74 млн. куб. м, которое составляет 5% от общего потребления газа. Основными потребителями газа являются ОАО «ТГК-1» (46%), ГУП «ТЭК СПб» (17%). В 2008 году город потребил газа в объеме 11,44 млрд. куб. м. Ежегодный объем потребления твердого топлива составляет около 30,0 тыс. тонн угля и более 10,0 тыс. тонн сжиженного газа.

Управленческая открытость, как способ решения проблем

Механизм решения проблем энергетической безопасности базируется на комплексном подходе. Это относится как к субъектам РФ, так и государству в целом, поскольку части единого социально-экономического организма не могут функционировать автономно – это одна страна, законы, граждане. Согласования, проведенные энергетиками и первыми лицами государства, обозначили общие тенденции развития и модернизации электросетевого хозяйства страны. В настоящий момент ведется строительство новых и реконструкция старых генерирующих объектов, прокладываются сетевые коммуникации, вводятся новые подстанции и трансформаторные мощности. Однако этого не достаточно для эффективной реализации всех намеченных планов реформы. В частности остаются нерешенными вопросы свободной торговли электроэнергией, а также не созданы приемлемые условия для окупаемости частных инвестиций в электроэнергетику. В настоящее время, всё выработанное электричество приобретается ФСК, она же перераспределяет свет по потребителям. При этом взимается плата за перекачку энергии по линиям передач. Федеральным законом установлен тариф переброски 1 МВт энергии в месяц в размере 48170,26 руб. Цена приобретения электричества у производителей пока нигде жестко не регламентирована, имеется в виду учет себестоимости выработки энергии, операционные издержки предприятия, его географическое положение. Таким образом, ТЭЦ и ГРЭС действуют через посредника (ФСК), и не имеют свободного доступа к потребителям. В этом случае рынка свободной торговли электроэнергией не существует, следовательно, здоровой конкуренции нет, а как следствие и частных инвесторов тоже. Частники не смогут окупить собственные вложения в приемлемые сроки, т.е. за 8-10 лет, поскольку тарифная политика также регулируется государством. Инвестор не видит перспектив вкладывания денег в строительство новых объектов генерации, к тому же в преамбуле реформы и некоторых федеральных (заточенных на реформу) законов положен принцип окупаемости проекта на протяжении всего срока его эксплуатации! Именно это является сдерживающим фактором, как для привлечения частных инвесторов в отрасль, так и для окупаемости реконструкций на генерирующих объектах. Исправить эту ситуацию возможно. При этом, по нашему мнению, не стоит недооценивать роль посредника – ФСК, поскольку именно на этой структуре лежит вся ответственность по обеспечению энергетической безопасности, как регионов, так и страны в целом. А факт взимания тарифа на передачу электроэнергии считаем обоснованным. На примере Санкт-Петербурга приведем пример несколько цифр. Так за год (2007) Петербургские поставщики электричества заплатили Федеральной сетевой компании 3,757 млрд. руб., в то время как инвестиционная программа ФСК в СПб оценивалась в 23,510 млрд. руб. Разница на лицо. Поэтому существование государственного «посредника» пока необходимо, не только с точки зрения инвестиций, но и с позиций грамотного обеспечения всех потребителей. Совершенно иная ситуация с тарифами. Для привлечения инвесторов необходима выработка четкого механизма окупаемости вложений, которая позволяла бы прогнозировать и рентабельность, и маржу. При этом становится понятным, что прибыльность инвестиций будет зависеть от повышения тарифов, которые обязательно затронут как граждан, так и промышленных потребителей. Однако повышение тарифов, с увеличением стоимости газа, произойдет в любом случае. Поэтому до 2011 года, т.е. до либерализации газового рынка в РФ, государству необходимо детально проработать тарифную политику. Для этого необходимо посчитать реальный энергобаланс регионов! Их специфику, себестоимость выработки электричества и структуру потребления, географическое положение генераций, их удаленность от основных высоковольтных магистралей, а также посчитать рентабельность переброски электричества на дальние расстояния, в том числе создание технических условий для «переброски» и т.д. Только комплексный анализ энергобаланса в состоянии определить эффективную тарифную сетку, которая смогла бы устроить как население, так и промышленных потребителей и производителей энергии. Весьма актуален вопрос обеспечения голубым топливом. Без строительства газовых магистралей, разработки новых месторождений углеводородов, строительства мощностей по подземному хранению газа невозможно обеспечить новые генерирующие мощности топливом. В первую очередь это относится к Северо-Западному федеральному округу. Решение этого вопроса зависит от Газпрома, его желания и финансовых возможностей, при этом государство (профильные высокопоставленные чиновники) остается единственным контролирующим органом. Было бы идеальным вариантом (в условиях кризиса), если бы из федерального бюджета были выделены деньги на строительство газовых магистралей, подводящих газ к новым ТЭЦ Северо-Запада, а за Газпромом осталась бы реконструкция компрессорных станций. При этом если монополия не в состоянии обеспечить ТЭЦ дополнительными 4 млрд. куб. м. газа (из-за экспортного контракта с Финляндией), то было бы рационально договориться о поставках углеводородов от независимых добытчиков. Для этого Газпрому нужно «не ломаться» и обеспечить доступ к единой системе газоснабжения независимым нефтегазовым компаниям. Финляндия, которая является импортером российского газа, в среднесрочной перспективе, скорее всего не сможет увеличить потребление дешевой российской электроэнергии, поскольку гораздо выгодней для государства экспортировать дорогой природный газ. Пока не произошло сокращение доли газа в энергобалансе страны, государству, скорее всего, необходимо бы дотировать электроэнергетическую отрасль. Хотя бы по части тарифов (чтобы устраивало как производителей и частных инвесторов, так и потребителей электричества). Затем сопровождать (т.е. исключить бюрократическую волокиту) строительство угольных и атомных генераций. Устранить бюрократическую волокиту просто жизненно необходимо при обу стройстве новых месторождений углеводородов, поскольку на различные согласования уходит от двух - трех лет. Не менее актуальна проблема поставок необходимого количества энергетического оборудования для строящихся ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС. На основе публикуемых материалов СМИ складывается впечатление того, что нет централизованного заказа отечественным и зарубежным машиностроителям. Так среди энергетиков и чиновников .... продолжение следует.
Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits