English
Русский
Suomi
Deutsch
 

Мировые пассажирские перевозки в 2010 году по материалам иноСМИ
Datum: 21.01.2011

Мировые пассажирские перевозки в 2010 году по материалам иноСМИ


Основными тенденциями пассажирского транспорта в мире в ушедшем году, с точки зрения иностранных СМИ, можно считать активный рост авиационных перевозок и появление большого количества новых проектов высокоскоростного железнодорожного движения.
В ряде стран также активно реализовываются проекты городского пассажирского транспорта нового поколения. По-русски – это возрождение трамваев и троллейбусов, незаслуженно забытых ранее во многих странах. Но возрождение этих видов городского транспорта происходит на качественно более высоком уровне, чем раньше, часто даже не используются старые названия, вместо них появились новые, например, ЛРТ (Легкорельсовый Транспорт) или ТНП (Транспорт Нового Поколения).
Еще одним «трендом», если так можно выразиться, можно назвать мини-коллапсы, происходившие в мировом пассажирском транспорте на протяжении всего года из-за погодных катаклизмов и из-за забастовок персонала транспортных компаний, в первую очередь авиационных. Здесь и остановка поездов Eurostar из-за снега и мороза, закрытие аэропортов из-за извержения вулканов в Исландии, рождественские и новогодние «сидения» в аэропортах Европы и Москвы. Причем такие вызовы, как извержение вулкана в Исландии ставят перед транспортной отраслью совершенно новые глобальные задачи, как с технической точки зрения, так и в вопросах логистики международных пассажирских перевозок.

Как уже отмечалось, 2010 год ознаменовался с одной стороны активным ростом показателей авиационной отрасли (точнее сверхбыстрым восстановлением после кризиса), что особенно заметно на фоне провальных результатов кризисного 2009 года. С другой стороны в железнодорожной отрасли год ознаменовался презентациями и вводом ряда новых проектов высокоскоростного движения. Как следствие быстрого развития этих видов пассажирских перевозок – ужесточение конкуренции между ними и увеличение количества маршрутов, где возможна конкуренция между самолетом и поездом.

Авиаперевозки
Авиационная отрасль восстанавливалась после кризиса более быстрыми темпами, чем ожидалось. При этом авиакомпании в Европе увеличивали перевозки в два раза медленнее, чем в Азии. В 2010 году авиакомпании перевезли примерно 2,5 миллиарда пассажиров. Это на 6,3 % больше, чем в 2009 году. Особенно высокий рост пассажирских перевозок был зафиксирован в таких странах, как Бразилия, Россия, Индия и Китай. Для привлечения новых пассажиров авиакомпании активно использовали снижение стоимости билетов, что по мнению ряда специалистов могло привести к существенному снижению прибыльности отрасли. Тем не менее, прибыль отрасли за 2010 год составила 15 млрд. долларов, что является очень хорошим результатом.
Центр роста авиационных перевозок смещается в Азиатско-тихоокеанский регион. Из общей прибыли авиапассажирских перевозок в 2010 году на Азию приходится 7,7 млрд. долларов, на США - 5,1, на Латинскую Америку - 1,2. Ближневосточные авиалинии получили прибыль в 700 млн. долларов, а Европа, которая, как ожидалось, завершит год с убытками, за счет удачного третьего квартала вышла на прибыль в 400 млн. долларов.
Следствием увеличения объемов мировых пассажирских авиаперевозок стали многочисленные проекты реконструкции старых и строительства новых аэропортов. Строительство и реконструкция связана как не только с увеличением пассажиропотоков, но и с новыми требованиями по обслуживанию пассажиров. Всего лишь несколько примеров.

  • В Германии продолжается строительство нового аэропорта близ Берлина, который в 2012 году должен заменить три старых аэропорта Тигель, Шонефельд и Тэмпелкоф, входящие в объединение «Берлинские аэропорты». Капитальные вложения в новый международный аэропорт BBI (Berlin Brandenburg International) составляют 2,5 млрд. евро. Дополнительно к ним правительство Германии выделяет 600 млн. евро на строительство вокзала и 70 млн. евро на строительство подъездных дорог. На первом этапе своей работы пассажиропоток BBI Airport составит 27 млн. человек в год. Далее аэропорт будет расширяться в соответствии с потребностями и ростом авиаперевозок до максимального объема 45 млн. пассажиров ежегодно.
  • Завершается проектирование второго аэропорта в Мумбаи (бывший Бомбей) в Индии. Новый аэропорт, строительство которого запланировано в три очереди будет принимать до 45 млн. пассажиров в год.
  • К 2015 году в столице Китая будет построен второй международный аэропорт, который должен разгрузить работающий на пределе своих возможностей Пекинский международный аэропорт. Проект строительства нового аэропорта в Пекине получил одобрение со стороны центрального правительства страны. В 2010 году существующий аэропорт обслужил более 70 млн. человек – это практически предел, а расширение аэропорта невозможно из-за отсутствия зарезервированной земли.
  • В июле было подписано концессионное соглашение сроком на 55 лет со строительной группой Vinci, которая будет управлять новым аэропортом во французском городе Нанте. Аэропорт должен принимать 9 млн. пассажиров в год, его открытие планируется в 2015 году.
  • Турецко-французский консорциум Limak-Aeroport de Lyon выиграл тендер на заключение контракта стоимостью 100 млн. евро на управление единственным аэропортом в Косово на 20 лет. По результатам сделки Limak-Aeroport de Lyon построит дополнительный терминал в международном аэропорту Приштины.
  • Таким образом, примеры показывают, что строительство и реконструкция аэропортов охватывает города мира всех размеров – от крупнейших мегаполисов до небольших городов с населением в 500 тыс. жителей.

    Высокоскоростные железнодорожные перевозки
    Во всем мире в 2010 году активно продолжало развиваться высокоскоростное железнодорожное движение.
    Во Франции, являющейся лидером Европы по внедрению этого вида перевозок, протяженность высокоскоростных линий TGV планируется увеличить еще на 2000 километров.
    В Азии впереди всех Китай и Япония, но высокоскоростное движение планируется открыть даже во Вьетнаме, где планируется запуск сети скоростной железной дорогипротяженностью 2000 километров от Ханоя до Хошимина.
    В Азии высокоскоростное движение вышло в мировые лидеры – Япония изначально была создателем и законодателем моды в этом виде перевозок. А в 2010 году на роль лидера в высокоскоростных перевозках выдвинулся Китай, сейчас страна является первой в мире по протяженности линий скоростных поездов (более 7,5 тыс. километров) и скорости движения на этих линиях. Несколько раз в 2010 году китайские поезда устанавливали рекорды скорости для серийных пассажирских поездов. Последний рекорд был установлен уже в январе 2011 года, он равен 487,3 км/ч (абсолютный рекорд скорости рельсового пассажирского поезда принадлежит опытному поезду TGV - 574,8 км/ч). К 2012 году в Китае планируется иметь 13 000 километров высокоскоростных железных дорог. Продолжается экспансия Китая в железнодорожное строительство других стран. Бурное развитие высокоскоростного движения в Китае и экспансия китайских компаний на новые рынки вызывает негативную реакцию традиционно сильных в этой отрасли стран. В апреле Председатель Центральной железнодорожной компании Японии (Central Japan Railways), оператора старейшей и наиболее загруженной высокоскоростной железнодорожной линии, обвинил Китай в том, что быстрый рост отрасли высокоскоростных поездов в Китае происходит из-за «воровства иностранных технологий, а также пренебрежения к нормам безопасности». Недовольство «старых» компаний на рынке высокоскоростных перевозок связано с активным участием китайских компаний в конкурсах на реализацию новых проектов высокоскоростного движения в таких странах как США, Бразилия, Саудовская Аравия.
    В Саудовской Аравии осуществляется строительство скоростной железной дороги Haramain. В конце 2010 году объявлен конкурс на осуществление второго этапа этого проекта, который представляет собой высокоскоростную междугороднюю железнодорожную линию, которая соединит Мекку, Медину и Джедду, протяженностью 450 километров.

    Добралось высокоскоростное движение до Африки - в ЮАР к началу чемпионата мира по футболу были запущены два маршрута скоростных поездов Gautrain. Пока, правда, это в большей степени пригородные маршруты (соединяют аэропорт и городские районы), тем не менее, начало положено, ведется строительство следующего участка длиной 80 километров.
    В 2010 году Франция и Марокко закрыли сделку по поставке в североафриканскую страну 14 высокоскоростных составов производства французской группы Alstom. В эксплуатацию высокоскоростная пассажирская линия между Танжером и Касабланкой будет запущена в декабре 2015 года.

    В Бразилии правительство объявило о начал реализации крупнейшего инфраструктурного проекта – строительства скоростной железнодорожной линии между двумя крупнейшими бразильскими городами - Рио-де-Жанейро и финансовым центром Сан-Паулу. Реализация проекта скоростной линии длиной 530 километров оценивается в 19 млрд. долларов.

    В Европе развитие железнодорожных перевозок в 2010 году проходило под знаком противостояния Германии и Франции, причем на разных уровнях. Оператор немецких железных дорог Deutsche Bahn победил оператора французских железных дорог SNCF в борьбе за покупку английской транспортной группы Arriva (группа представлена дочерними компаниями железнодорожном и автобусном сообщении в 12 европейских странах). Экспансия Deutsche Bahn на транспортном рынке вызвала обеспокоенность в некоторых европейских странах.
    В борьбе немецкого и французского производителей железнодорожной техники победителем тоже вышла немецкая компания Siemens, обойдя французскую компанию Alstom. Борьба между производителями проходила за контракт с Eurostar стоимостью 600 млн. евро на производство 10 новых высокоскоростных поездов. Ранее, Siemens также обошла Alstom в конкурсе немецких железных дорог по реализации программы обновления междугородных поездов.

    Усиление конкуренции на рынке создания железнодорожных систем приводит к объединению некоторых компаний. В июне японские Mitsubishi Heavy Industries Ltd. и Hitachi Ltd. в июне достигли соглашения по сотрудничеству в сфере железнодорожного бизнеса на иностранных рынках, с целью более эффективной конкуренции с крупными иностранными компаниями. В первую очередь имеются в виду три крупнейших в мире игрока в сфере железнодорожных систем - немецкая компания Siemens AG, французская Alstom SA и канадская Bombardier Inc, а также молодые, но активные китайские компании.

    После завершения острой фазы экономического кризиса многие страны возобновляют отложенные контракты на строительство поездов или заключают новые.
    Компания Bombardier Transportation подписала соглашение с Mertolinx (компания-оператор городского транспорта в нескольких провинциях Канады) на строительство 182 поездов, которые были включены в контракт, подписанный в июне 2009 года. Соглашение оценивается примерно в 770 млн. канадских долларов (745 млн. долларов США). Эти поезда предназначены для городских и пригородных перевозок. Интеграция железных дорог в транспортную сеть крупных городов давно стала визитной карточкой многих мегаполисов, которые активно используют преимущества железных дорог, проходящих в городах.

    Городской общественный транспорт
    Наряду с использованием традиционных железных дорог развиваются и традиционные виды городского транспорта. Причем, предпочтение отдается электрическому транспорту, в первую очередь трамвайным системам (или как их модно именовать ЛРТ). С одной стороны это дань экологичности этого вида транспорта, с другой стороны использованы его преимущества над автобусами. Сложная транспортная ситуация в крупнейших мегаполисах мира заставляет обращаться к городскому транспорту, развивая старые системы или создавая новые, взамен закрытых в 70-80-е годы прошлого века.
    Меняется психология руководителей и жителей городов. Даже в США, где культ личного автомобиля наиболее силен, в Лос-Анжелесе принято решение о продлении линии метро на 11 километров в фешенебельный район Беверли Хиллз! Также Лос-Анджелес получил 546 млн. долларов от федерального правительства на строительство в течение следующих 10 лет наземной линии скоростной легкорельсовой дороги в 8,5 миль. Линия протянется от района Crenshaw до международного аэропорта Лос-Анджелеса.
    Вот еще несколько новых проектов городских транспортных сиcтем в разных городах мира:

  • В Великобритании принято решение о финансировании в строительство дополнительных трамвайных линий в городе Манчестере около 120 млн. фунтов. Ранее, в 2008 году была начата реализация проекта строительства новых трамвайных линий Манчестера Metrolink стоимостью около 244 млн. фунтов.
  • В Великобритании впервые за 44 года планы по запуску троллейбусов одобрены правительством. Компания Metro, обслуживающая общественный транспорт города Лидса, разработала проект троллейбусной сети стоимостью в 254 миллиона фунтов длиной 14 километров. Предполагается, что открытие в 2016 году троллейбусной сети, которая получила название Транспорт Нового Поколения (New Generation Transport) спровоцирует небывалый экономический подъем в городе.
  • В Эдинбурге же разгорелся настоящий политический скандал между сторонниками и противниками систем общественного транспорта по поводу задержки строительства трамвайного сообщения более чем на два года и возможного увеличения его стоимости на 100 млн. фунтов. Завершение строительства трамвайной линии с 23 остановками стоимостью 500 млн. фунтов планировалось в 2012 году.
  • Власти Саудовской Аравии представили первую в стране систему метрополитена в Мекке, которую будут использовать во время ежегодного паломничества. Система стоимостью 1,8 млрд. долларов использует поезда китайского производства.
  • Во французском городе Ренн начато строительство второй линии автоматического метро стоимостью более 200 млн. евро компании Siemens.
  • Борьба за пассажира между поездом и самолетом обостряется
    Символично, что трендами года стало развитие пассажирских авиационных и высокоскоростных железнодорожных перевозок. По мнению ряда зарубежных экспертов по транспортной отрасли именно между этими двумя видами пассажирских перевозок развернется основная борьба, причем железнодорожные перевозки вытеснят авиационные.
    Реализация проектов высокоскоростного железнодорожного движения – это первый шаг железных дорог к вероятной победе над самолетами. Высокоскоростное движение уже сейчас позволяет поездам составить жесткую конкуренцию самолетам на расстоянии до 1000 километров, причем победителями в этом соревновании уже выходят железнодорожники.
    Преимущества поезда – как во времени, таки в удобстве. Самолет, имеющий скорость выше, на сравнительно небольших расстояниях (до 1000 километров) теряет конкурентные преимущества во времени – значительное время занимают формальности в аэропортах, сами аэропорты, как правило, расположены за городом, а вокзалы в центре городов. В итоге общее время на поездку становится сопоставимым. В Китае через 48 дней после запуска высокоскоростного железнодорожного сообщения между промышленным городом Чжэнчжоу и городом Сиань, где находится Терракотовая армия, авиаперевозчики временно приостановили деятельность на маршруте между этими городами. Поезд проходит расстояние в 500 километров менее чем за два часа, самолетам требуется один час на полет, плюс аэропорт Сианя также находится в часе езды от центра города.
    В нашей стране с запуском в декабре 2009 года скоростного поезда «Сапсан» также усилилась конкуренция между авиаперевозчиками и железной дорогой. В разных странах в ряде случае авиакомпании пытаются уменьшать стоимость билетов, но этот вариант не может долгое время являться определяющим, особенно в случае резких изменений цен на авиационное топливо. Между Москвой и Санкт-Петербургом авиационные компании также предложили более низкие цены и в первой половине 2010 года успешно опережали поезда в конкуренции за пассажиров, но к концу года ситуация выровнялась, так в ноябре «Сапсаны» и авиация перевезли почти одинаковое количество пассажиров (150 и 186 тыс. человек, соответственно).

    В России мировые тренды в развитии пассажирского транспорта также находят свое подтверждение. Окончательные итоги года в авиационной отрасли еще не подведены, но по сведениям, опубликованным «Росавиацией» по результатам 11 месяцев 2010 года пассажирооборот российских перевозчиков вырос более чем на 31%, объем перевозки пассажиров – почти на 27% по сравнению с 2009 годом. За 11 месяцев перевезено около 53 млн. пассажиров, уже понятно, что 2010 год стал рекордным для отечественной авиации за последние 17 лет. Таким образом, рост пассажирских авиаперевозок в России в 2010 году значительно превысил общемировые показатели.
    В вопросе строительства и реконструкции аэропортов можно назвать масштабный проект реконструкции аэропорта «Пулково» с участием иностранных партнеров и инвесторов, открытие нового аэропорта в Геленджике, строительство очередного терминала в аэропорте «Шереметьево».
    Что касается высокоскоростного пассажирского движения, то после запуска поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом в декабре 2009 года, 2010 год ознаменовался дальнейшим развитием этих перевозок. Количество поездов «Сапсан» на маршруте Москва – Санкт-Петербург было увеличено в два раза. Летом открылось движение поездов «Сапсан» на новом маршруте – между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. В декабре было открыто скоростное движение поездов «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
    Относительно развития городского транспорта в России, то здесь новых проектов не так много. Это связано с тем, что до начала 1990-х годов общественный транспорт в нашей стране активно развивался в отличие от многих зарубежных стран. В силу этого проекты новых транспортных систем до последнего времени были менее востребованы. Сейчас начинается активное развитие транспортных систем нового поколения. Так в Санкт-Петербурге возобновляется реализация проекта легкорельсового транспорта «Надземный экспресс». Появляются аналогичные проекты и в других городах России.
    Можно сказать, что Россия не только находится в русле основных тенденций развития мировых пассажирских перевозок, но и является в некоторой степени законодателем моды.

    Send message

    *Email

    *Message

    Name

    *Type the digits