English
Русский
Suomi
Deutsch
 

«Безопасный» май
Datum: 11.06.2010


«Безопасный» май


Программу «Безопасный город» планировалось принять в качестве федеральной ещё в 2003-2004 гг. В итоге от неё осталось лишь поручение президента РФ Владимира Путина от 26 сентября 2005 г. ПР-1564 о создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России.

Новости о продвижении программы, не имеющей фактически статуса общегосударственной, по-прежнему появляются в печати. Таким образом, как выразился Андрей Коломыйцев, автор статьи «Безопасный город». Что это – миф, «разводка» или поставленная кем-то цель?», речь скорее всего идёт о «тренде» - тенденции, моде, поветрии». И эта точка зрения выглядит вполне реальной, так как фактически единых требований, единых установок по её выполнению не существует. Каждый регион, каждый муниципалитет исполняет данное поручение по своим собственным представлениям, разумеется, прислушиваясь к советам компаний-инсталляторов, которым эта программа крайне выгодна.

Текущее состояние новостей по данной тематике даёт нам возможность проследить основные направления, по которым развивается программа. Май оказался довольно продуктивным с точки зрения освещения проводимых мероприятий медиапорталами как отраслевого, так и общего характера. Большая часть новостей касалась установки в отдельных городах видеокамер.

На создание системы видеонаблюдения делается главный акцент. Видимо, это связано с тем, как подобные системы при должном уровне технологического обеспечения, могут влиять на криминальную обстановку. По данным статистики работа видеонаблюдения (телекамеры и видеокамеры с возможностью записи видеоизображения) может снизить уровень преступности до 50%. Подобные цифры должны вызывать скептицизм у любого специалиста. В качестве примера столь успешного внедрения можно назвать Германию и Швецию, где установка камер в конце 1990-х гг. помогла снизить количество правонарушений в два раза буквально за один год. Мы же имеем дело с российскими условиями, и, соответственно, должны на них ориентироваться. Так, на одном из выступлений Александр Рыбаков, мэр города Владимира, заявил, что благодаря выполнению программы «Безопасный город» преступность удалось снизить на 20-25%. Заместитель начальника штаба УВД г. Барнаула Владимир Харченко в своем выступлении отметил эффективность использования новых методов расследования: «На установку технического обеспечения комплекса администрацией края было выделено более 20 млн. рублей. За счет функционирования видеонаблюдения за 4 месяца текущего года было раскрыто 143 преступления и выявлено 645 административных правонарушений». Не последнее место в приведённом случае было уделено системе управления патрульными машинами. Каждый автомобиль посылает в центр управления (недавно введённый в эксплуатацию) свое местоположение, что дает возможность более эффективно использовать наряды.

Активизация программы в начале месяца была связана в первую очередь с праздником 9 Мая, который неизменно привлекает на проводимые в эту честь мероприятия большое число людей. По этому случаю в Белгороде, например, ввели в эксплуатацию автомобили с выдвижными камерами наблюдения, которые, как заявляется, обладают хорошим обзором и могут быть развёрнуты на любом мероприятии.

Продолжая тему технических нововведений, нельзя не упомянуть Волгоград, где по утверждённой программе оснастили патрульные машины камерами, которые записывают происходящее как в салоне, так и вокруг машины. Эта мера была вызвана не только необходимостью следить за окружающей обстановкой, но и защитить сотрудников правоохранительных органов от необоснованных претензий граждан или их неадекватного поведения (плёнка может быть использована в суде в качестве доказательства).

В Тамбове приступили к этапу объединения городских систем видеонаблюдения в одну, контролируемую местным УВД. Программа «Безопасный город» в этом городе началась в 2007 году. За это время удалось установить 112 камер (из них 77 на дорогах, у перекрестков, в парках, скверах, общественных местах, 35 во дворах).

Самые значительные меры принимаются в Сочи. Проведение Олимпиады требует, как известно, значительных усилий для обеспечения безопасности как спортсменов, так и многочисленных туристов. По состоянию на середину мая около 90% санаториев, более 60% предприятий потребительского сектора и сферы услуг и свыше 50% объектов транспорта и связи снабжены системами видеонаблюдения. Всего к 2011 году число камер наружного наблюдения будет увеличено до 700.
Разумеется, одними видеокамерами программа «Безопасный город» не ограничивается. Если разбираться в мерах, которые адекватно бы передавали суть программы, то их можно свести к следующему:
e. Централизованная сеть видеонаблюдения с системой распознавания лиц (особенно актуально для вокзалов и аэропортов);
f. Централизованный архив хранения видеозаписей с регламентированным доступом;
g. Контроль коммунальных служб;
h. Системы контроля доступа и видеомониторинга на чердаках и в подвалах;
i. Пункты экстренной связи с правоохранительными органами;
j. Видеомониторинг и распознавание автомобильных номеров, контроль транспорта и дорог.

Среди новостей по данным пунктам можно выделить разве что мероприятия, проводимые в Ульяновске, где программа начала выполняться лишь с 2010 года. Среди первоочередных мер значатся восстановление городского освещения и дорог, а также оснащение милиции всеми необходимыми спецсредствами. Что касается контроля за дорожным движением, то следует выделить пример города Когалыма (Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа). В данном случае многое решил большой бюджет муниципалитета (основные доходы от нефтедобычи), о котором многие города могли бы только мечтать. По плану в Когалыме будет установлено 150 видеокамер, а также измерители скорости и устройства распознавания номеров автомобилей.

Среди характерных черт проводимой программы можно выделить неравномерность её расширения. Некоторые города (в основном крупные) довольно быстро перешли к этапу её выполнения. Другие же только-только приступают к разработке необходимой документации и согласованиям.

Большой объем работ запланирован в Оренбурге. Полнота выполнения программы в этом городе будет напрямую зависеть от возможностей муниципального бюджета. Начальник Управления по информатике и связи администрации города Анатолий Пазухин в связи с этим заметил, что кроме запланированной установки 450 камер, возможно, будут смонтированы посты "Гражданин-милиция", системы "Скорость" и "Зеленая волна".

Справочная информация «Зеленая волна» - автоматическая система светофорного регулирования, обеспечивающая безопасное движение транспортных средств на городских магистралях. Между рядом светофоров вдоль контролируемого пути устанавливается связь, обеспечивающая включение зелёных сигналов к моментам подхода компактных групп транспортных средств с расчетом на поддержание некой средней скорости, требуемой для прохождения наибольшего расстояния с незначительными задержками. Опыт применения «зеленых волн» показал, что на магистралях, оборудованных подобной системой, более чем на 30% повышается скорость сообщения, примерно на столько же снижаются задержки транспортных средств у перекрестков и на 20% снижается количество наездов на пешеходов.

При развертывании систем видеонаблюдения в российских городах возникают многочисленные трудности. Значительная часть из них связана с отсутствием необходимой инфраструктуры. Если в Великобритании существовала сеть передающих кабелей, то наши города такой сети не имеют. Поэтому большие суммы уходят не на собственно приобретение камер, а на прокладку соответствующих техническому заданию кабелей. В качестве примера можно назвать город Суворов, где вложения в обеспечение безопасности составят 14 млн. рублей, из которых 11 млн. уйдёт на прокладку коммуникаций.

Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits