English
Русский
Suomi
Deutsch
16.04.2015 - 30.04.2015  

16.04.2015 - 30.04.2015

Правительство РФ рассматривает возможность субсидирования ставки по лизингу вертолетов российского производства. Инициатива должна помочь эксплуатантам вертолетов. Поскольку возможности бюджета ограничены, средства на программу могут выделить из двух источников — нераспределенных и неиспользуемых средств на лизинг воздушных судов и средств антикризисного фонда. Поводом для подобной инициативы стало плохое финансовое состояние крупнейшего вертолетного оператора в России «ЮТэйр»; дела у оператора не позитивные, несмотря на то что считалось, что вертолетный бизнес показывает результаты лучшие, чем самолетный. Помимо этого, сократились продажи холдинга «Вертолеты России» (входит в «Ростех») примерно на 20–30%, так что субсидирование ставки помогло бы и снизить финансовую нагрузку на «ЮТэйр», и стать дополнительным инструментом для поддержки продаж «Вертолетов России». Несмотря на то что действие новой программы распространится на все российские вертолеты, наибольший интерес для субсидирования лизинговых ставок представляют пользующийся наибольшим спросом вертолет Ми-8 и его модификации — Ми-171, Ми-17 и другие. Остальные вертолеты представляют риск для лизинговых компаний: в случае неплатежей их практически невозможно будет продать.
Отметим, что правительство решило повысить спрос на российские самолеты за счет субсидий для лизинга после двукратного подорожания стоимости кредитов на приобретение и обслуживание самолетов из-за роста ключевой ставки ЦБ. Минпромторг предлагал выделить лизинговым компаниям 3,6 миллиардов рублей, в том числе на операционный лизинг. В лизинг по субсидируемым ставкам могут передаваться только отечественные вертолеты, используемые в пассажирских и грузовых перевозках без ограничений по типу и марке, фактически преференциями сможет воспользоваться лишь "Аэрофлот", получающий с 2011 года самолеты SSJ-100 на условиях операционного лизинга. Кроме того, двум авиакомпаниям «Трансаэро» и «ЮТэйр» уже выделено в общей сложности около 30 миллиардов рублей госгарантий по кредитам, а Объединенная авиастроительная корпорация должна получить 100 миллиардов рублей на закрытие долгов ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

Подробнее о финансовой поддержке авиакомпаний. Правительство готово выделить авиакомпаниям 27 миллиардов рублей на лизинг после того, как Объединенная авиастроительная корпорация была докапитализирована на 100 миллиардов рублей. Дополнительные 27 миллиардов предоставят региональным авиакомпаниям самолеты по выгодным рублевым ставкам. Мера в первую очередь рассчитана на авиакомпании с основной долей перевозок на внутрироссийском рынке: компании получают выручку в рублях, но вынуждены платить за лизинг в долларовом эквиваленте. С учетом девальвации рубля ставки выросли на 50% и более, однако если ставка будет рассчитана в рублях, многие компании откажутся от иностранных судов в пользу российских. В результате распределения 27 миллиардов лизинговые компании смогут получить до пятидесяти самолетов в течение ближайших трех лет. При этом 100 миллиардов в основном предназначены для ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» — производителя самолета SSJ-100. Долг компании уже достигает $1,75 миллиардов, а проблемы с самолетами стали одной из причин отставки главы ОАК Михаила Погосяна.
Отметим, что российский авиапром получит наибольший объем господдержки по сравнению со всеми другими машиностроителями. Для сравнения: поддержка автопрома с учетом госпрограммы утилизации, программ льготного автокредитования и лизинга пока обошлась государству всего лишь в 28,5 миллиардов рублей, несмотря на то что автопрому, как и авиапрому, уделяется наибольшее внимание в рамках антикризисного плана правительства среди машиностроителей.

Вместе с этим выручка ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в прошлом году выросла на 45% по сравнению с 2013 годом и составила 29 миллиардов 27 миллионов рублей. Доходы от продажи воздушных судов (основной вид деятельности компании) выросли на 56% по сравнению с предыдущим годом до 28 миллиардов 231 миллионов рублей, что в первую очередь связано с ростом объемов поставленных ВС (29 ВС в 2014 году против 25 в 2013 году). Себестоимость компании в прошлом году выросла на 21% и составила 26 миллиардов 262 миллионов рублей, что объясняется, в первую очередь, ростом производственных затрат, связанных с увеличением числа произведенных ВС.