English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2015 - 15.04.2015  

01.04.2015 - 15.04.2015

В первой половине апреля во многих новостных изданиях появилось сообщение, что стало известно, что оператор связи Yota договорился о продаже своих SIM-карт в салонах «Ростелекома». Проект пока стартовал на ограниченной территории (в Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях), но стороны не исключают расширения сотрудничества в случае успешности начинания.
Проект выглядит несколько необычным с учетом того, что компания Yota является дочерней компаний оператора «большой тройки» - «МегаФона». «МегаФон» и «Ростелеком» являются конкурентами на рынке российской сотовой связи, особенно после того, как «Ростелеком» приобрел крупного сотового оператора Теле2. До сих пор в центрах продаж «Ростелекома» продавались только SIM-карты Теле2. Это очевидное предложение. Но заключение договора с одним из своих конкурентов на продвижение его услуг в собственных салонах несколько противоречит рыночным условиям торговли. Отсюда напрашивается вывод, что данный шаг «Ростелекома» - это очередная попытка удержать свои позиции на телекоммуникационном рынке. В поддержку этого предположения можно привести еще несколько сообщений прессы. Например, оператор связи считает необходимым для развития получить помощь от государства, подготовив заявки на сумму около 60 млрд руб. для участия в механизме проектного финансирования. Среди проектов — строительство дата-центров, модернизация магистральной сети передачи данных (IP/MPLS), строительство оптических сетей. Размер проекта в рамках этого механизма финансирования не может превышать 20 млрд руб., лимит заемных средств — 80%, то есть 16 млрд руб. Кроме того, по словам топ-менеджера, “Ростелеком” отказался от планов по созданию сервиса, сходного по функционалу со Skype, и собственной платежной системы. В начале года принадлежащий ему оператор сотовой связи Теле2 тоже пошел этим же путем, подав заявку на государственное финансирование. В январе Минэкономразвития сообщило, что межведомственная комиссия при министерстве отобрала ряд проектов для участия в программе проектного финансирования, в числе которых - запуск четвертого оператора мобильной связи в Москве, реализуемый Tele2. Под этот проект компания получила из российского бюджета 16 миллиардов рублей. Теперь на государственную поддержку претендует и «Ростелеком».
В пользу предположения о затруднительном положении объединенного холдинга «Т2 РТК холдинга» (Теле2 + «Ростелеком») говорит недавно появившееся сообщение издания «Ведомости» о том, что Tele2 больше не самый дешевый российский оператор. Стоимость минуты разговора у него выше, чем у МТС. Это настораживающий факт. Напомним, что Теле2 всегда ранее позиционировала себя как оператор-дискаунтер. Она смогла сохранить свое место на рынке сотовой связи в основном благодаря своей ценовой политике, которая всегда отвечала нуждам потребителя. Еще в прошлом году Tele2 формально удерживала статус «самого экономичного» российского оператора. Как отмечают «Ведомости», «если, готовясь к запуску сети в том или ином регионе, компания вдруг обнаруживала, что кто-то из уже работающих там конкурентов снизил тариф до уровня ниже, чем у нее, она не колеблясь снижала свои цены еще – даже если из-за этого приходилось заново печатать рекламные плакаты». Теперь ситуация с тарифами на связи в холдинге «Т2 РТК холдинга» очевидно изменилась. Возможно, это временное явление. Но слишком много одновременно опубликованных сообщений на похожую тематику настораживает.
С другой стороны, Yota, заключив соглашение о продаже своих контрактов через точки продаж конкурента, открыла новую возможность в развитии. Хочется отметить, что этот оператор всегда отличался нестандартными решениями в развитии своего бизнеса. Например, в прошлом году компания объявила о выпуске SIM-карты, которая не имеет аналогов на российском телеком-рынке. Она обладает NFC-модулем, поддерживает электронно-цифровую подпись и имеет объем памяти 350 КБ. Такое инновационное решение абсолютно типично для Yota. Хорошим доказательством тому является известный смартфон компании YotaPhone, который по словам Дмитрия Медведева, «должен заставить Apple напрячься». Компания также активно ищет новые пути продвижения своих услуг, не связанные напрямую с инновациями. В середине марта этого года оператор Yota запустил акцию «Месяц бесплатно». Было заявлено, что каждый новый абонент может на протяжении 30 дней пользоваться рядом услуг Yota (в том числе и безлимитным мобильным интернетом), не внося за них платы.
Вероятно, заключение договора с «Ростелекома» тоже один из таких «пробных» направлений деятельности для повышения эффективности бизнеса. Остальные сотовые операторы пока не комментируют данную ситуацию. Они присматриваются и ждут появления первых результатов подобного сотрудничества. Но, в целом для рынка, данная новость является положительной. Она говорит о том, что рынок продолжает развиваться, игроки ищут новые пути взаимодействия, опробуют на практике различные решения для оптимизации деятельности и снижения затрат.