English
Русский
Suomi
Deutsch
16.02.2014–28.02.2014  

16.02.2014–28.02.2014

Новости компаний

Группа строительных компаний ПИК готова рассмотреть вопрос о первой в своей истории выплате дивидендов. Заявление о выплате было сделано на встрече с аналитиками инвестиционных банков.
По крайней мере, именно на представителей «ВТБ капитал» и «Уралсиб кэпитал» сослались «Ведомости» при публикации новости. Окончательное решение о выплате дивидендов должен принять новый совет директоров, который должен быть утвержден в марте.
Из всех публичных отечественных девелоперских компаний дивиденды выплачивала только Группа ЛСР экс-сенатора от Ленобласти Андрея Молчанова. Рассматривать перспективу выплаты дивидендов руководству ПИК позволили данные о рекордном операционно-денежном потоке в ушедшем году. По сведениям «ВТБ капитал», он составил порядка 10 млрд руб. Чистая прибыль компании за 2013 год оценивается в 4 млрд руб. 20% этой суммы, по мнению экспертов, могут быть направлены на отчисления в пользу акционеров.
С момента выхода на IPO в 2007 году ГК ПИК продала 15,64% акций за 1,93 млрд долларов. При этом выплаты акционерам ни разу не проводились. Вскоре наступил финансовый кризис – в 2008–2012 гг. долг девелопера не опускался ниже 1 млрд. долларов (РБК). В 2013 г. за счет SPO удалось привлечь 330 млн долларов. Кроме того, согласно отчету компании, в 2013 г. было продано 677 000 кв. м жилой недвижимости на сумму 62,96 млрд руб. (на 20,4% больше, чем годом ранее).
В целом, готовность компании делиться прибылью с акционерами говорит (или должна говорить) о стабильном финансовом положении группы. Высоких дивидендов, как и большого роста котировок, ожидать не стоит, однако такой шаг добавит очков репутации компании среди потенциальных инвесторов.
Ипотечное кредитование

По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, за последние пять лет платеж по ипотечному кредиту в среднем по России увеличился на 3% и составил около 28,2 тыс. руб. Как отмечают эксперты рынка, рост ипотечного платежа происходил одновременно со снижением стоимости «квадрата» жилья.
В мае 2013 г. Владимир Путин, одним из предвыборных обещаний которого было снижение ипотечной ставки до 6% годовых, инициировал практику регулярных совещаний с министрами по реализации своих поручений. В конце января этого года президент снова потребовал от правительства обратить пристальное внимание на доступность ставок ипотечных кредитов.
Игорь Шувалов отметил, что процентная ставка по ипотеке так или иначе должна на 2,2% превышать уровень инфляции. Таким образом, сегодня стоимость такого кредита могла бы составлять около 9%. Банки, как известно, предлагают куда более высокие ипотечные ставки на уровне 12,8%. Были приведены данные статистики, согласно которым граждане стараются в три раза быстрее погасить кредит с целью избежать переплаты по лишним процентам. На данный момент средняя ставка по ипотечному кредиту в России составляет 12,5%.
Снижение ипотечных ставок должно позитивно сказаться на росте продаж недвижимости. Тем не менее, это возможно только при снижении прочих ставок. В этой связи эксперты банковского сообщества через СМИ высказывают надежды на участие Банка России в рефинансировании ипотечных кредитов. Ипотечные ставки должны быть выше ставки рефинансирования, чтобы банки были обеспечены прибылью. При текущем уровне ставки рефинансирования в 8,25% снижение ипотечных ставок на 1–2% является осуществимым.
Развитие такого сценарий допускает и министр экономического развития Алексей Улюкаев, заявивший о допустимости снижения ипотечной ставки по кредитам до уровня инфляции (6,2%) плюс 2–2,5%.
Гендиректор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка высказал идею создания в России объединенного оператора социальных ипотечных программ. Такая организация на практике могла бы управлять всеми средствами, выделяемыми бюджетом для поддержки льготных категорий граждан, прежде всего, учителей, врачей, военных, ученых и молодых семей.
По данным газеты «Коммерсант», новая структура может быть создана в форме автономной некоммерческой организации. Разработкой идеи занимаются Минстрой, Минэкономразвития, Минфин.
По сведениям «Российской газеты» со ссылкой на АИЖК, новый оператор займется выдачей целевых займов по льготным ставкам, вместо текущей практики субсидирования первоначального взноса граждан.
Размер первоначального взноса предлагается установить на уровне 10% от стоимости жилья, а сам кредит составит до 50% от стоимости жилья. Таким образом, размер льготного целевого жилищного займа составит порядка 40% от стоимости жилья. Обслуживание целевого займа предполагается по льготной ставке на уровне около 8,5% годовых с возможным будущим снижением по индексу потребительских цен. Предусмотрен также механизм списания части суммы кредита за выслугу лет, высокие трудовые достижения и т. п. По замыслу АИЖК это позволит обеспечить «удержание» заемщика в профессии.
Ранее было объявлено, что в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на текущий год в бюджете заложено порядка 37 млрд руб. («Коммерсант»), в том числе субсидий региональным бюджетам на получение льготными категориями граждан доступных кредитов. Эти программы в сопоставимом объеме будут софинансироваться из средств региональных бюджетов.
В каждом регионе России сегодня действуют льготные ипотечные программы, отличающиеся по количеству и по объему выделенных средств. Изменения могут коснуться как распределения денежных потоков, так и самой схемы решения жилищных проблем льготных категорий граждан. Другими словами, единый ипотечный оператор получит право аккумулировать и перераспределять колоссальные средства, выделяемые из федерального и регионального бюджетов. Разработчики концепции реформы утверждают, что при одинаковом объеме господдержки сочетание кредита с целевым займом позволит сократить ежемесячный платеж заемщика в среднем на 15% и составит порядка 24,2 тыс. руб.
По данным журнала Росстата, на начало 2013 г. в России насчитывалось более 14 млн бюджетников, большинство из которых – льготники. Создание единого ипотечного оператора определенно повысило бы привлекательность ипотеки, однако пока видится как имиджевый социально-политический проект. Главный же его позитивный эффект в усилении прозрачности расходования бюджетных средств.

Земельный вопрос

Как сообщает РБК, правительство России внесло в Государственную думу законопроект о переходе с 1 января 2018 года от деления земель на категории к территориальному зонированию. Документом предполагает исключение из законодательства понятия «категория земель» и процедуры перевода и отнесения земельных участков к определенной категории. Эти процедуры предлагается полностью заменить территориальным зонированием.
Проект предлагает разработать иную процедуру установки и изменения границ территориальных зон, определения их видов, состава и содержания, а также установить новый порядок определения видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно тексту пояснительной записки, законопроект разработан для реализации «дорожной карты по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства». В материале также отмечается, что деление земель на категории при определении их правового режима имеет недостатки, а различие между категориями земель постепенно сокращается, что утрачивает смысл такого деления.
В заключение утверждается, что принятие закона усилит гарантии сохранения особо ценных сельхозземель, в том числе путем установления особого порядка изменения границ таких земель.
Представленный законопроект несет позитивный смысл, поскольку практика деления земель на категории породила сложную систему землепользования. Крупные застройщики и инвесторы, а также инфраструктурные проекты часто сталкиваются с противоречиями между видами разрешенного использования земельных участков, определяемыми градостроительными документами (зонирование), и видами деятельности, допустимыми на землях данной категории. Причем вопросы вызывают не только процедурные противоречия, но и сама целесообразность охвата категориями всей территории страны. Иллюстрацией, в частности, служит существование категории «земель запаса», находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В свою очередь, территориальное зонирование, помимо фиксации факта принадлежности земель к той или иной категории, предлагает типы функционального использования участков в перспективе (ПЗЗ).