English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2013 – 30.11.2013  

16.11.2013 – 30.11.2013

Существенное количество важных новостей за прошедший период касалось транспортной безопасности. Так, вслед за созданием интеллектуальной системы видеонаблюдения в московском метрополитене о старте подобных проектов объявили в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В Петербурге Комитет по транспорту объявил конкурс на разработку проекта системы интеллектуального видеонаблюдения. Начальная цена проектирования определена в 14,2 млн рублей, работы должны быть завершены до 31 марта 2014 года. Описание предполагаемых функций системы очень похоже на функции интеллектуального видеонаблюдения в столичном метрополитене. Так, система должна распознавать нештатные ситуации (появление безнадзорных предметов, падение пассажиров на пути и т.д.), выделять и распознавать до 95% лиц в потоке, осуществлять проверку пассажиров по специальным базам данных (безбилетников; по базам правоохранительных органов). Система охватит все 67 станций метро, на каждой из которых будет установлено не менее 50 камер (т.е. всего – 3350 штук). Камеры установят в вестибюлях, на платформах, в зоне эскалаторов, служебных помещениях, пунктах управления движением, тоннелях, электродепо, электроподстанциях.
Однако главный интерес вызывает даже не то, кто выиграет указанный конкурс на проектирование системы, а кто займется поставкой оборудования: «Коммерсант» оценил потенциальную стоимость данного конкурса в 300 млн рублей (50–100 млн рублей стоимость самого оборудования, 150–190 млн рублей – стоимость его установки). Как сообщает «Фонтанка», при тестировании интеллектуальной системы видеонаблюдения на станции «Ладожская» в августе 2013 г. оборудование было поставлено ООО «ТехноОхранСервис» (за 5,5 млн рублей). СМИ связывают компанию с группой «Содружество», бенефициар – Николай Кононов.


Московский метрополитен, кроме выполнения проектов по усилению безопасности в метро, также планирует с 2014 года охранять прилегающие к станциям территории. Как сообщают СМИ, контракт поделят между собой восемь ЧОПов. Работой по обеспечению безопасности территорий займутся 300 постов частных охранных предприятий, за год работы которых метрополитен готов заплатить 700 млн рублей (по распространенным в СМИ данным). Впрочем, в начале декабря «Эхо Москвы» сообщало, что в конкурсе по охране прилегающих к станциям метрополитена территорий «лоты были огромные»: «самый маленький из дюжины таких лотов составил 300 млн руб.». При этом «цена услуги в 3,5 раза выше рыночной». Отдельные эксперты ранее заявляли, что услуги ЧОПов обойдутся метрополитену значительно дешевле работы ведомственной охраны.
Около каждой станции будут дежурить по 4–5 охранников; всего на станциях, в переходах и на улицах их будет порядка 5 тыс. К задачам сотрудников ЧОП относится защита территорий от несанкционированной торговли, вандализма, содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Опасения у общественности вызывают возможные превышения полномочий сотрудниками ЧОПов и потенциальные конфликты с гражданами на этой почве.


Появились новые предложения по одной из старых тем – оснащению автомобилей RFID-чипами для удаленного получения информации о ТС и его владельце. Тема обсуждается уже несколько лет. Напомним, летом 2013 г. Д. Медведев поручил МВД, Минкомсвязи и Минторгу «подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации». Изначально предлагалось встраивать радиочастотные метки в автомобильные номера. Однако сейчас МВД предлагает закреплять метки не на номере, а под лобовым стеклом автомобиля. Среди причин этому – нечастая смена номеров автомобилистами, а также разрешение делать дубликаты номеров в частных компаниях. НП «Содействие микроэлектронной промышленности» отмечает также, что стоимость метки для стекла составит от 15 до 60 руб. вместо 120–300 руб. за метку для номера. При этом «главной проблемой» «Коммерсант» со ссылкой на представителя НП называет необходимость огромных инвестиций, в частности, в считыватели меток. По оценкам НП, затраты могут составить «десятки миллиардов рублей».
Также продолжение (а точнее, завершение) получила история с обязательной установкой на пассажирские транспортные средства тахографов (как одного из лицензионных требований). Постановлением правительства от 26 ноября 2013 года №1064 решено, что тахографы должны использоваться на ТС для регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении; на городских и пригородных маршрутах это не обязательно.


Была предложена интересная новинка для сферы транспортной безопасности. Разработанная в Финляндии система предназначена для спасения пассажиров терпящего крушение авиалайнера. Согласно СМИ, она имеет две составляющие:

  • специальная жидкость, смешивающаяся с горючим и делающая невозможным его воспламенение;
  • система впрыска, непосредственно перед ударом о землю наполняющая салон специальной жидкостью, превращающейся в пену; пена заполняет весь салон и блокирует пассажиров, а через 30 секунд вновь становится жидкостью.

Испытания системы в реальных условиях планируется провести в следующем году. Отдельные российские эксперты, впрочем, выражают сомнения в возможностях науки «керосин превратить в пиво».
Информационно-аналитический журнал «Рубеж» оценивает потенциальную стоимость системы в 0,02% от стоимости самого воздушного судна.


Оценки и прогнозы

  • Securuty News сообщает, что к 2020 году объем мирового рынка ситуационного контроля (куда входят СКУД, ОПС, видеонаблюдение, системы контроля радиационной, химической и биологической обстановки) достигнет $168,25 млрд. На данный момент 60% рынка приходится на Северную и Южную Америку. Как пишет издание со ссылкой на Marketsandmarkets, основная часть роста рынка систем ситуационного контроля придётся на военные заказы.
  • Parks Associates опубликовала итоги исследования динамики продаж на рынке жилищной безопасности (второй квартал 2013 г.). Компания, в частности, отмечает всё более частое предложение комбинаций систем безопасности с системами управления домашней автоматикой.
  • По данным Research and Markets, объем мирового рынка видеонаблюдения по итогам 2012 г. составил $12,58 млрд. На долю продаж камер видеонаблюдения в 2012 году пришлось 24% совокупного объёма рынка. К 2019 году объем рынка видеонаблюдения составит $42,81 млрд, среднегодовой рост – 19,1%. Азиатско-Тихоокеанский регион, однако, покажет среднегодовой рост до 2019 г. в 23%.