English
Русский
Suomi
Deutsch
16.09.2013 - 30.09.2013  

16.09.2013 - 30.09.2013

Долевое строительство

Агентство РИА сообщило, что Комитет Госдумы по финансовому рынку после детального анализа рекомендовал принять в первом чтении проект закона о ежегодных плановых проверках застройщиков, привлекающих для работы деньги дольщиков.
Данный законопроект вносит изменения в закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и закон от 30.12.2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно федеральному закону №294, плановая проверка любого юридических лица может проводиться не чаще одного раза в три года. Авторы законопроекта в пояснительной записке подчеркивают, что средний срок строительства многоквартирного дома составляет в среднем около двух лет. Таким образом, очень многие застройщики, начиная строительство, не попадают под проведение плановых контрольных мероприятий. В сфере долевого строительства это чревато появлением проблемных объектов.
Согласно сведениям Минрегиона, на конец июня в России насчитывалось более 80 тыс. граждан-участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, и более 800 соответствующих объектов с соответствующими нарушениями. В 2012 году были разрешены проблемные ситуации вокруг 322 объектов и обеспечены интересы более 29 тыс. граждан, чьи права были нарушены при реализации долевых схем.
Нужно отметить, что данный законопроект может стать, пожалуй, самой резкой мерой по наведению порядка и организации контроля в сфере долевого строительства. Тема крайне актуальная, и в последнее время также наметились попытки ограничить доступ на рынок ненадежным организациям. С 1 января 2014 г. прежде, чем начать привлекать средства граждан, застройщик будет обязан застраховать свою ответственность перед ними посредством банковской гарантии, коммерческого страхования или вступления в общество взаимного страхования. Госдумой также были ужесточены и требования к банкам и страховщикам, имеющим право заключать договоры страхования ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по передаче дольщику жилого помещения, построенного на его средства.
Кроме того, в связи со скорым внесением изменений в ст. 60 Градостроительного кодекса России механизм страхования в строительной сфере существенно преобразится – консолидированная (солидарная) ответственность придет на смену субсидиарной.
Для строительных СРО введение консолидированной ответственности – это не самая приятная новость, однако оно является позитивным фактором для отрасли в целом. Стройкомпании, в свою очередь, будут больше мотивированы к выбору ответственного подрядчика.
В целом, данную инициативу можно охарактеризовать положительно. Граждане, вкладывающие собственные средства в долгосрочный проект без возможности контроля за их использованием, так или иначе, составляют группу риска. Прозрачность расходования денежных средств инвестора – логичное требование. Вместе с тем, система проверок и отчетности, тем более ежегодная, не должна быть громоздкой. В противном случае, она может парализовать работу стройкомпаний. После первичного одобрения, к последующим чтениям хотелось бы ожидать, что эти аспекты также будут учтены.

Налог на недвижимость

В конце сентября ведущие СМИ сообщили, что закон о введении налога на недвижимость для физических лиц будет принят не ранее 2014 года. Таким образом, закон вступит в силу не раньше 1 января 2015 года, а первые платежные квитанции граждане получат только в 2016 году.
Даты введения налога переносились неоднократно. Однако даже экспериментальное введение налога в ряде регионов к настоящему моменту организовать не удалось. Пока собственники не установлены, налог взимать не с кого.
Федеральная налоговая служба в справке, подготовленной для газеты «Ведомости», фактически признала, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные о правообладателях почти 40% объектов. Как поясняет издание, Госкадастр формируется из данных Единого реестра правообладателей (ЕГРП) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Информация о праве собственности граждан, зарегистрированная до 1998 года содержится в БТИ, откуда ее нельзя автоматически перенести в Единый кадастр, на основе которого и будет рассчитываться налог. Граждане должны сами предоставить эту информацию, однако норма, обязывающая их это делать, в законодательстве отсутствует. Если бы процент неустановленных плательщиков налога был ниже, это дало бы возможность ввести налог, а все пробелы устранить по ходу. Однако в некоторых регионах показатель таких «бесхозных» объектов недвижимости и вовсе составляет более 50%, например, в Смоленской (почти 77%) и Архангельской (75%) областях.
Кадастровая оценка всех объектов недвижимости и земельных участков была проведена на редкость быстро и организованно. Однако введение налога в очередной раз упирается в сложности и необходимость принятия нормативных актов. Теперь это будут акты, обязывающие собственников предоставлять данные о форме владения.

Инфраструктурные проекты

По информации РБК, на совещании в Смольном вице-губернатор Сергей Вязалов, ответственный за экономическое развитие и стратегическое планирование, сообщил, что в 2014 году в связи с сокращением доходной базы городского бюджета новые масштабные проекты Смольный начинать не будет.
Под урезание расходов предсказуемо попали городские стройки и инфраструктурное проектирование, суммарные траты на которые оцениваются более чем в 3,7 млрд рублей.
По данным «Фонтанки.ру», семь строящихся объектов в следующем году будут заморожены, еще 13 объектов, главным образом, объекты образования, рекреации и здравоохранения, будут вовсе вычеркнуты из адресной инвестиционной программы. Самые дорогие из приостановленных проектов: легкоатлетический комплекс у СКК (1 млрд рублей) и государственного дачный поселок площадью 68 га в поселке Солнечное-2. (2 млрд рублей). Также отметим, что правительство Петербурга отказалось от одного дорожного проекта.
Параллельно с этим отменяется и тендер на создание проекта метро до аэропорта Пулково (0,54 млрд руб.). Как пояснил вице-губернатор Марат Оганесян, срок действия Главгосэкспертизы проекта строительства метро составляет три года. А так как в ближайшие три года начать строительство, по-видимому, не планируется, то и разработка проекта является преждевременной.
Рассчитывать на то, что к замороженным проектам вернутся в обозримом будущем, видимо, не приходится. Глава Стройкомитета Михаил Демиденко в недавнем заявлении для СМИ отметил, что урезание трат на инфраструктуру скорее всего не является временной мерой и продолжится в ближайшие годы. По словам Демиденко, в 2014 году бюджет комитета сократится с 27,7 до 22,7 млрд рублей, а в 2015 году – до 13,3 млрд. Объемы бюджетного строительства к 2015 году ждет колоссальное сокращение с 200 до 15 тысяч кв. м.
Недавно Смольный обнародовал прогноз, по которому рост основных экономических показателей Петербурга существенно замедлился. Согласно этому прогнозу, 2014-2016 гг. валовый региональный продукт Санкт-Петербурга будет расти со скоростью 3,6-4,1% в год. Было высказано предположение, что наибольший спад придется на 2014 г.
Другой причиной сокращения расходов инвестиционной программой стало неисполнение бюджета: к примеру, в 2012 г. было исполнено лишь 63,5%. В бюджете 2013 г. на адресные инвестиционные программы было выделено 83 млрд руб., в 2014 г. будет выделено 80 млрд руб. (по данным, БалтИнфо).
Из них 55 млрд руб. будут потрачены на строительство 63 новых социальных объектов, 2 млрд руб. – на покупку жилья очередникам, еще 15 млрд руб. вложат в развитие энергокомплекса и инженерной инфраструктуры.
Тенденция поддержки начатых строительных проектов следующим образом отразится на бюджетах отдельных комитетов. Бюджет Жилищного комитета в 2014 г. составит 22,6 млрд руб. (в 1,5 раза больше, чем в 2013). Предположительно, 7 млрд руб. пойдет на капремонт общего имущества многоквартирных домов, 7,2 млрд руб. – на возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию, 2,1 млрд руб. – на реализацию программы «Молодежи – доступное жилье», 2,5 млрд руб. – на расселение коммунальных квартир.
Суммируя мнения экспертов, можно отметить, что среди причин происходящего – не только сокращение доходной базы, но и относительное насыщение города строительными проектами. При этом экономика Санкт-Петербурга отражает состояние российской экономики, зависимой от ситуации на мировом сырьевом рынке.
Поскольку расходы на социальную сферу, в целом, остаются в Санкт-Петербурге на достойном уровне, город находится далеко не в худшем положении относительно других регионов.