English
Русский
Suomi
Deutsch
01.09.2013 - 15.09.2013  

01.09.2013 - 15.09.2013

Новости компаний

12 сентября «Коммерсант» сообщил о скором выходе банка ВТБ с рынка девелопмента с распродажей всех текущих проектов. О намерении рано или поздно свернуть данное направление председатель правления банка Андрей Костин заявил еще в мае. Костин объяснил это тем, что девелопмент для структуры является не профильным и временным бизнесом.
Согласно открытой информации, петербургский портфель компании состоит из пяти проектов площадью около 1,7 млн кв. м с совокупными инвестициями до 150 млрд рублей: «Набережная Европы» (50 млрд рублей), «Невская ратуша» (33 млрд рублей), индустриальный парк «Марьино» (3 млрд рублей), проект «Южный» на Пулковском шоссе (60 млрд рублей) и многофункциональный комплекс у ст. метро «Электросила» (3 млрд, данные АСН-Инфо).
Источник «Коммерсанта» в ВТБ раскрыл подробности грядущей распродажи объектов. Первым на очереди стоит МФК у метро «Электросила», который будет продан до конца года за 450-600 млн рублей. Эксперты высоко оценивают привлекательность объекта с готовым проектным решением, согласованиями и выгодным местоположением. Также «ВТБ-Девелопмент» намерена выйти из проекта на территории будущего города-спутника «Южный», но после утверждения проекта планировки территории. За выход их готового проекта компания опять же получит больше.
Административно-деловой квартал «Невская ратуша» будет продан после окончания строительства, намеченного на 2016 год. В течение двух лет аналогичная судьба ждет и проект индустриального парка «Марьино».
От ухода ВТБ из строительного бизнеса рынок, очевидно, потеряет. Компания одна из немногих имеет достаточные ресурсы и влияние для реализации сложных, дорогих и долгосрочных проектов освоения территорий. Вместе с тем, это событие вряд ли станет потрясением для отрасли. Нужно отметить, что в последние годы девелопмент являлся своего рода красивым придатком к основной деятельности банка. Все проекты компании – это, по сути, штучный товар, который, хотя и задает тон в конкретных сегментах, все же не оказывает большого влияния в плане конкуренции, ценообразования и инновационных подходов. Кроме того, «ВТБ-Девелопмент» также довелось столкнуться с рядом проблем отрасли. В 2012 компании пришлось отказаться от своего, пожалуй, самого главного и резонансного проекта - квартала «Набережная Европы» на Петроградской стороне. Для «ВТБ-Девелопмент» это прошло относительно безболезненно – выручили федеральные власти, согласившиеся выкупить проект под квартал для переезда в Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов. Аудитом в настоящее время занимается Счетная палата, поэтому потери застройщика, вероятно, будут минимальны, тогда как многие другие компании могли бы и разориться на такой стройке.
Тем не менее, проблемы с «Набережной Европы» также могли стать сигналом к скорому ухудшению благоприятной отраслевой и административной конъюнктуры. В отличие от Валентины Матвиенко, известной своей благосклонностью к строительному сектору, с Георгием Полтавченко у «ВТБ-Девелопмент» отношения, по-видимому, не сложились.
Помимо этого, в июне должность гендиректора компании покинул Сергей Матвиенко, что вкупе с майскими высказываниям Андрея Костина ознаменовало скорые перемены.

Инвестиционные проекты

Вице-губернатор Марат Оганесян, курирующий в правительстве строительную отрасль, заявил СМИ, что городские власти не намерены продлевать контракт генерального подрядчика стадиона «Зенит-Арена» ООО «ПСК «Трансстрой» на завершение строительства объекта. Контракт истекает в конце ноября 2013 г. В свете последних событий вокруг долгостроя такой шаг не вызывает удивления. Напомним, что на первом этапе в 2007 г. строительные работы проводила компания «Авант». Однако в 2008 г. проект перешел к «Трансстрою» Олега Дерипаски. За годы, прошедшие с момента начала строительства, стоимость проекта выросла с 7 до 45 млрд руб., причем уровень готовности объекта, по словам главы Комитета по строительству Михаила Демиденко, на данный момент составляет не более 30–35%. Причины нежелания властей продлевать контракт известны: повышение сметы и простой в работах. Здесь нужно напомнить, что в прошлом году проверка Счетной палаты выявила недочеты и в деятельности самого Комитета по строительству, связанные с завышением коэффициентов оплаты и дополнительных надбавок. Эти манипуляции также могли привести к росту сметной стоимости.
Хотя решение Смольного дошло до сведения общественности только сейчас, генеральный директор «Трансстроя» Игорь Панкин заявил СМИ, что в компании узнали о нем 2–3 месяца назад. Данное заявление Панкина звучит странно в свете того, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко месяцем ранее заявил, что о смене компании и речи быть не может, поскольку это только сильнее затянет стройку. Однако, как пишет «Коммерсант», Марат Оганесян якобы намерен убедить и губернатора в необходимости подобного шага.
Сообщается также, что в октябре правительство намерено провести конкурс на работы, которые уже подтверждены Главгосэкспертизой. После прохождения повторной экспертизы на оставшиеся работы будет проведен еще один конкурс без увеличения сметной стоимости.
Игорь Панкин не стал скрывать, что «Трансстрой» намерен участвовать в повторном тендере, причем компания уверена в победе и уже сейчас ищет новых субподрядчиков. Сообщается, что помимо «Трансстоя» в аукционе примут участие еще две неназванные компании. Эксперты, опрошенные СМИ, полагают, что одной из них может оказаться «Сумма» Зивуядина Магомедова.
Так сложилось, что отношения между Смольным и структурами Дерипаски остаются напряженными. И во всех конфликтах ощущается политическая составляющая, потому что все они, согласно практике последнего времени, разрешались в Москве. Если с реконструкцией Апраксина двора и строительством ЖК Юнтолово не все однозначно, то история со строительством «Зенит-Арены» сама по себе вопиюща.
Вместе с тем, нельзя оценивать шансы «Трансстроя» на победу в тендере как мизерные. Наоборот, именно эта компания, несмотря ни на что, является оптимальным исполнителем оставшихся работ. Новому генподрядчику для изучения положения дел и для начала работ потребуется большое время, а дальнейший простой работ в сложившейся ситуации недопустим. Кроме того, прошлогодний конфликт с субподрядчиком, компанией «Мостоотряд-19», на данный момент разрешен. Косвенно формальность будущего аукциона подтверждают и уверенные заявления руководства «Трансстроя», которое не высказывает претензий властям и работает с субподрядчиками. Кроме того, за прошедшее время никто из крупных девелоперов не выразил заинтересованности в проекте, поэтому и соперников у компании Дерипаски пока нет.

По сообщению агентства Regnum со ссылкой на официальные источники, члены Комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Санкт-Петербурга поддержали проект постановления «Об обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Министру культуры Российской Федерации В. Р. Мединскому». Данное обращение связано с вопросом строительства города-спутника «Южный» и содержит, в частности, просьбу сообщить, согласован ли с Министерством культуры проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга». Поправки в Генплан, предусмотренные данным законопроектом, предполагают создание города-спутника «Южный» на границе Пушкинского района и Ленобласти. Также депутаты просят предоставить копию согласования.
Ранее мы писали о том, что большинство депутатов городского парламента поддержало в первом чтении поправки в Генплан города, которые призваны дать старт строительству города-спутника в Пушкинском районе на границе с Ленобластью. Поправки предусматривают перевод земли, выкупленной инвестором (УК «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина), из категории сельскохозяйственной в категорию земель, пригодных для жилищного строительства.
Вместе с тем, за неделю до заседания ЗакСа члены парламентской комиссии по городскому хозяйству не смогли решить вопрос о целесообразности внесения изменений в Генплан. На мартовских общественных слушаниях проекту досталось и от местных жителей. Конкретных цифр по объемам жилого строительства в «Южном» также не называется. Кроме того, согласно заявлению директора центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова для «Новой газеты в Петербурге», гендиректор «СТАРТ Девелопмент» Андрей Назаров не скрывает, что цель приобретения участка – последующая перепродажа. После принятия изменений в генплан стоимость этой земли возрастет со 128 млн рублей до 27 млрд 929 млн рублей.
По мнению Смольного, который выражает проекту исключительную поддержку, город при вложении 6 млрд рублей сможет за 10 лет получить около 60 млрд рублей прибыли от налоговых поступлений. Не поколебала позицию городского правительства и кампания по ревизии инвестиционных проектов, инициированная им же.
Ответ из Министерства культуры, скорее всего, будет положительным, однако это едва ли понизит градус недовольства и повышенный интерес к проекту. «Южный» – проект уникальный во всех отношениях, в том числе по скандальности. Повышенное внимание к нему обусловлено еще и недостатком информации о проекте даже в самых общих чертах. Для того чтобы у «СТАРТ Девелопмент» появилась возможность получить колоссальную прибыль буквально на пустом месте, был задействован серьезный административный ресурс, однако никто не потрудился предметно объяснить, что и с какой целью все-таки будет строиться и какая от этого будет польза.
Через ЗакС, несмотря на все недовольство общественников и оппозиции, «проталкивается» проект, который даже на бумаге существует только отчасти. Оппонентам Смольного это лишний раз даст возможность раздуть историю нового «Охта-центра».