English
Русский
Suomi
Deutsch
16.08.2013 - 31.08.2013  

16.08.2013 - 31.08.2013

Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Неоднократно звучавшее предложение «размножить С. К. Шойгу» на ключевые посты в министерства и ведомства может получить реализацию. Правда, «размножить» пока получится только на МЧС и весьма неожиданным образом: С. Шойгу предложил В. Путину реорганизовать МЧС и подчинить его министерству обороны. Об этом пишет «Независимая газета» со ссылкой на источник в Минобороны. Решение будет принято после анализа работы обоих министерств по ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Ожидается, что в случае присоединения к Минобороны аппарат МЧС будет сокращен (существенных структурных изменений в МЧС не предвидится), а само министерство превратится в государственную службу в составе Минобороны, тесно взаимодействующую с военными. При этом на Минобороны возложат функции, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Как сообщает первоисточник новости, в МЧС служат 350 тыс. человек, а бюджет министерства составляет 10% от бюджета национальной обороны.

Эксперты и участники отрасли оценивают инициативу по-разному. Одним из аргументов «за» является масштабное участие Минобороны в ликвидации последствий ЧС в последние годы (в частности, в тушении в пожарах в Московской области, ликвидации наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке). При этом деньги на эти цели в бюджете министерства не заложены. МЧС, по мнению экспертов, не всегда может самостоятельно справиться со стихиями. Кроме того, подобные предлагаемым С. Шойгу преобразования в прошлом году были осуществлены на Украине; а во времена СССР войска Гражданской обороны (выполняли функции МЧС) подчинялись Минобороны. Также многим специалистам импонирует фигура С. Шойгу, долгое время руководившего МЧС.
Другие считают, что Минобороны и так выполняет достаточное количество функций и должно заниматься защитой страны от «внешнего врага». Расходы Минобороны на помощь в ликвидации ЧС достаточно просто прописать в бюджете.
Впрочем, как пишут «РИА Новости», пресс-служба Минобороны не дала подтверждения сведениям СМИ и сообщает, что данная информация вызвала у военных «только удивление».


Еще одна важная новость также связана с МЧС России. Федеральная антимонопольная служба начала проверку соблюдений требований законодательства «О защите конкуренции» при внедрении МЧС системы противопожарного мониторинга «Стрелец». МЧС и ЗАО «Аргус-Спектр» активно просят признать проверку незаконной.
По данным СМИ, разработка системы «Стрелец» («Стрелец-Мониторинг»), началась еще в 2007 году: ввиду многочисленных пожаров президент поручил решить проблему быстрого оповещения о ЧС. Разработчиком системы, наряду с ВНИИПО МЧС России, выступило петербургское ЗАО «Аргус-Спектр». С самого начала система имела широкую поддержку на государственном уровне. В 2009 году «Стрелец» был представлен главе государства; тогда же началось его массовое внедрение. Согласно данным «Коммерсанта», на начало 2011 года «Стрелец» действовал в уже 30 городах России.
Ранее ФАС уже интересовалась соблюдением закона о конкуренции при внедрении «Стрельца», но развития дело не получило. Новые проверки СМИ настойчиво связывают с вступлением в июле 2014 года в силу закона, требующего прямого вывода сигналов с социально значимых объектов в пожарные части. Сообщается, что всего таких объектов (школы, детские сады, больницы и т.д.) в России насчитывается порядка 110 тысяч. В 10% из них на данный момент установлен «Стрелец-Мониторинг», безопасность большинства остальных учреждений обеспечивается мониторинговыми компаниями, которые, по сути, служат посредниками между противопожарной системой на объекте и пожарными. Стоимость услуг посредника, как пишет «Фонтанка», составляет от 6 до 16 тыс. рублей в месяц. Таким образом, многие СМИ утверждают, что жалобы на МЧС и «Аргус-Спектр» связаны с отказом социальных учреждений от контрактов с мониторинговыми компаниями в пользу системы «Стрелец». В частности, одной из недовольных компаний может быть петербургская «Волна», которая ранее подала жалобу в ФАС на ГУ МЧС России по Ленинградской области.
Впрочем, официально ФАС интересует не только положение мониторинговых компаний. Служба собирает информацию относительно производства и монтажа ПАК «Стрелец-Мониторинг», а также возможности замены системы на другую, аналогичную. Объяснить это несложно: «Аргус-Спектр» зачастую называют единственным производителем системы «Стрелец-Мониторинг», которому достается огромный рынок оборудования противопожарной защиты всех социальных (да и не только) объектов РФ. Кроме того, компания выдает аккредитацию на установку и техобслуживание своей системы.
Представители отрасли указывают на то, что справедливо было бы впустить на этот рынок и другие системы пожарного мониторинга: «Болид», «Протон», «Андромеда», «Рубеж» и т.д. Справедливости ради стоит отметить, что приказом МЧС России от 28 декабря 2009 г. N 743 (которым и принят на снабжение в системе МЧС «Стрелец-Мониторинг») технические характеристики и конструкторская документация ПАК «Стрелец-Мониторинг» установлены открытыми. По специальному запросу можно бесплатно получить и криптографические протоколы «Аргус-Т» и «СМ-интегратор», необходимые для работы ПАК. Т.е. теоретически производить комплекс может любая компания. Как пишут представители отрасли в комментариях к статьям на данную тему (со ссылкой на источник в МЧС России), потенциальными поставщиками системы могут стать ЗАО НПФ «Интеграл +», ООО «Охранное бюро «Сократ», ОАО АНИИТТ «Рекорд», группа компаний «АСБ», ООО «Альтоника», ООО «НПО Центр-Протон» и другие компании. Уже практически начало выпуск ПАК «Стрелец-Мониторинг» ОАО «Радий». Но вот почему никто из этих компаний не начал производство системы раньше, объяснить трудно. Поэтому чем бы ни закончилась проверка ФАС, она, вероятно, пойдет отрасли на пользу.


На заседании в Общественной палате РФ представлена третья версия документа (по данным портала о безопасность «Хранитель»), который называют первым профессиональным стандартом в охранной отрасли в России. Кроме того, его называют первым нормативным документом, разрабатываемым самой охранной отраслью, а не принятым «извне». Разработчиком профессионального стандарта «Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества» выступает Общероссийский профсоюз негосударственной сферы безопасности (НСБ).
На данный момент документ делит сотрудников охранной сферы на 8 квалификационных уровней. Первый уровень, требующий лишь краткой подготовки и ориентированный на защиту без спецсредств, занимают контролеры и сторожа (вахтеры). Последний – генеральные директора, директора по безопасности, руководители ведомственной охраны. Для каждого уровня описаны свои трудовые функции. Как сообщил глава профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, представленный документ – лишь начало большой работы над стандартом. СМИ не исключают, что в будущем будет вестись работа по разработке федеральных стандартов для высшего и средне-специального образования в сфере охраны и определению понятия «деловая репутация» и критериев соответствия ему.


За текущий период были представлены две интересные новинки в отрасли видеонаблюдения. Первая – купольная камера AV40185-DN SurroundVideo от Arecont Vision. В камере используется четыре 10-мегапиксельных сенсора (разрешение 3648 x 2752), в результате чего максимальное разрешение получаемого камерой изображения составляет 14592 x 2752 пикс. В связи с этим камеру называют «первой в отрасли 40-мегапиксельной панорамной камерой». Из недостатков устройства можно отметить невысокую скорость записи. Так, результирующее изображение при макс. разрешении имеет скорость записи всего в 1,5 к/с.
Вторая новинка – Vivotek FD8166 – получила звание «самой маленькой в мире» фиксированной купольной IP-камеры. Сообщается, что диаметр камеры составляет 90 мм, высота – 50 мм, вес – 144 г. При этом устройство может записывать изображение с разрешением 1920x1080 пикс. при скорости 15 к/с.


Стоит также отметить весьма неожиданное заявление, сделанное вице-президентом авторитетной аналитической компании Gartner на конференции Gartner Security & Risk Management Summit. Как сообщают СМИ, Джон Жирар (John Girard) сравнил индустрию кибербезопасности с «финансовой пирамидой». По его мнению, многим компаниям навязывают тратить средства на фактически ненужные им технологии, и лишь «малая часть проблем, связанная с кибербезопасностью, требует внимания» в действительности. Аналитик рекомендует компаниям «игнорировать… шум вокруг кибербезопасности» и тратить 90% средств ИБ-бюджета «на вещи первой необходимости», такие как защита сети от атак хакеров (а не, к примеру, на поиск неизвестных угроз).