English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2013 - 15.02.2013  

01.02.2013 - 15.02.2013

Еще в октябре прошлого года авиакомпании направили в Министерство транспорта просьбу разрешить принимать на работу иностранных пилотов. Мотивировали они это в основном тем, что российские пилоты умеют водить только отечественные суда, а потому авиакомпании активно пополняют штат зарубежными самолетами. Дефицит пилотов ведет к тому, что предложение недотягивает до спроса.
Минтранс одобрил эту идею, и на данный момент законопроект «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» активно обсуждается; если он будет принят, уже через полгода авиакомпании смогут нанимать иностранных пилотов с соответствующим уровнем квалификации (приниматься будут только командиры воздушного судна). Предполагается, что компании смогут нанять до 200 командиров.
С одной стороны, закон восполнит недостаток пилотов: согласно статистике, приводимой Минтрансом, учебные заведения гражданской авиации выпускают в среднем 900-1100 специалистов в год, в то время как требуется не меньше 1200, и поэтому существующий дефицит будет как раз заполнен. В девяностые годы многие квалифицированные пилоты ушли в иностранные компании, что значительно отразилось на уровне подготовки нынешних специалистов, и российские пилоты свою значимость ощущают, а потому зачастую диктуют свои условия.
С другой же стороны, если водить самолеты начнут иностранные специалисты, российским пилотам будет сложнее получить работу, а летные училища перестанут пользоваться спросом, не говоря уже о том, что для взаимопонимания с гражданами других стран придется подготавливать специальные кадры, соответствующую подготовку с расчетом на иностранный язык и др. Логичнее было бы отнестись с большим вниманием к подготовке российских кадров, а не приглашать готовых пилотов из-за рубежа.
Так же неодобрительно относится к законопроекту и Росавиация: по ее мнению, на российский рынок придут только те, кто не смог устроиться на работу на родине, а стало быть – на самые квалифицированные кадры. На данный момент в России чуть более 17200 пилотов, а объем перевозок постоянно возрастает и, согласно прогнозу, в конце 2013 года составит 13,5 процентов.
Одновременно в Минтрансе обсуждают возможность введения такого понятия, как «воздушные маршалы» – специальные сотрудники авиакомпаний, обученные справляться с нарушителями порядка на воздушном судне.
Необходимость ужесточения порядка на борту самолета возникла в результате многочисленных беспорядков; в результате некоторых суда были вынуждены совершить аварийную посадку. За 2012 год компанией «Аэрофлот» было зарегистрировано 490 дебошей, компанией «Трансаэро» – 1500; по словам последней, компания даже ввела «маршалов» для своих полетов, но те ничего не могли сделать из-за отсутствия законодательной базы, разве что попытаться подействовать на нарушителя правопорядка уговорами.
Крупные авиакомпании обратились с жалобой в Росавиацию, а Росавиация в свою очередь направила в Минтранс предложение обязательного присутствия во время перелетов сотрудников МВД, которые в случае дебоша будут уполномочены применить электрошокеры и пластиковые наручники к агрессивным пассажирам. В случае невозможности обеспечения судов «маршалами» предлагается такие полномочия передать членам экипажа. Кроме того, должны быть увеличены штрафы за нарушение порядка на борту и заведены «черные списки» с данными о постоянных дебоширах, которым в будущем будет отказано в перевозке.
Относительно последнего уверенности нет – такая практика будет противоречить Конституции, в которой закреплено право гражданина на свободное передвижение, а кроме того – Закону «О персональных данных».
Более того, поступило предложение отбирать на борту весь алкоголь, купленный в Duty Free, а выдавать его после посадки самолета, да и вообще запретить потребление алкоголя, однако такая мера тоже полагается чересчур радикальной. Напомним, что эти обсуждения являются частью утвержденной в 2010 году Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте; общий объем ее финансирования – 46,7 миллиардов рублей. Отметим также, что в других странах понятие «воздушных маршалов» уже имеется; к примеру, в США сотрудники правоохранительных органов сопровождают рейсы в гражданской одежде и имеют право в случае необходимости применять силу.


К слову о США: две авиакомпании страны решили объединиться для создания крупнейшего в мире пассажирского авиаперевозчика с капитализацией от 10,5 до 11 миллиардов долларов. Речь идет о компаниях AMR, недавно обанкротившейся и совершающей перевозки под брендом American Airlines, и US Airways Group Inc. 13 февраля советы директоров обеих организаций одобрили сделку слияния; 72 процента акций перейдут кредиторам AMR, остальные – акционерам US Airways. Главой новой компании станет исполнительный директор US Airways Дуг Паркер. Благодаря слиянию компания, которая предположительно сохранит название American Airlines и будет базироваться в Форт-Уэрте (штат Техас), сможет конкурировать с такими крупными перевозчиками Америки, как United Continental Holdings и Delta Air Lines, обходя их на 2,3% по общему объему воздушных перевозок и на 2,2% по пассажиропотоку. За счет увеличения числа маршрутов внутри и вне США доходы новой компании могут составить до 39 миллиардов долларов, а в целом за счет роста выручки и сокращения расходов доходы авиаперевозчиков увеличатся на 1,5 миллиарда долларов в год. Но, несмотря на все положительные стороны, гендиректор AMR Том Хортон все же неодобрительно относится к такому слиянию; по его словам, US Airways просто стремится поглотить испытывающего финансовые трудности конкурента. Напомним, что AMR Corporation – американский авиационный холдинг, который был основан в 1982 году и базируется в городе Форт-Уэрт, штат Техас. Холдинг владеет тремя сертифицированными коммерческими авиаперевозчиками – магистральной авиакомпанией American Airlines, региональными авиакомпаниями Executive Airlines, Eagle Aviation Services и торговой маркой American Eagle Airlines. US Airways же является пятым по величине авиаперевозчиком в США и с 2004 года входит в авиационный альянс Star Alliance. Основанная еще в 1939 году авиакомпания имеет базу в Темпле, штат Аризона, и выполняет более 3 тысяч ежедневных рейсов; число сотрудников компании превышает 32 тысячи человек.