English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2013 - 15.04.2013  

01.04.2013 - 15.04.2013

Правительство выдало положительное заключение на проект федерального закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Законопроект определяет правовой статус и назначение системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а также права и обязанности участников, включая право граждан на передачу и получение информации о принятии сигналов экстренными службами и начале реагирования. Сообщается, что реализация законопроекта будет финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Несмотря на серьезность отношения властей к наиболее важному для коммерциализации ГЛОНАСС проекту, дела по-прежнему идут недостаточно быстро. Штрафы за отсутствие системы ГЛОНАСС на пассажирском и грузовом автотранспорте должны были ввести с 1 апреля, когда начинают действовать соответствующие поправки в КоАП РФ. За отсутствие навигаторов предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей для юридических лиц и 2 тыс. рублей для водителей. В конце марта, однако, Минтранс отложил введение санкций до 1 июля, что, согласно общему мнению, связано с несоблюдением сроков выхода требований к протоколам передачи данных, а также недостаточным числом транспортных средств, оборудованных передатчиками ГЛОНАСС. По наиболее оптимистичным оценкам, навигаторы на данный момент установлены на порядка 70% автопарка.
Оснащение системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС» автобусов и маршруток, как известно, – только начало масштабного проекта. Законопроект предполагает установку оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» на весь вновь выпускаемый пассажирский и грузовой транспорт с 1 января 2017 года. С 2020 «ЭРА-ГЛОНАСС» будет в обязательном порядке устанавливаться на все транспортные средства, участвующие в дорожном движении и подлежащие гос. регистрации на территории РФ. Президент Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» (единственный исполнитель работ по разворачиванию системы) Александр Гурко оценил объем российского навигационного рынка по итогам прошлого года в 15 млрд. рублей. По его мнению, к 2020 году рынок вырастет в 20 раз и составит порядка 300 млрд. рублей. Основной движущей силой роста рынка, как ожидается, станет реализация проекта «ЭРА ГЛОНАСС».
Согласно заявлениям авторитетных лиц, развертывание системы должно завершиться в этом году, а в 2014 году «ЭРА ГЛОНАСС» должна быть введена в эксплуатацию. При этом на сегодняшний день, согласно данным СМИ, функционируют только два навигационно-информационных центра – в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, полный запуск системы в 2014 году все же находится под сомнением. Кроме того, сигналы от «ЭРА ГЛОНАСС» должны поступать в экстренные оперативные службы: МЧС России, МВД России, службу скорой медицинской помощи, а также, в перспективе, в создаваемую «Систему-112». Последний проект, в свою очередь, даже согласно официальным срокам должен полностью заработать не ранее 2017 года. Таким образом, работа над «ЭРА ГЛОНАСС» будет продолжаться еще очень и очень долго.
Впрочем, для серьезного развития ГЛОНАСС в мире его коммерческого использования только в российской транспортной системе, по-видимому, недостаточно. Кроме российских автомобилистов и автопроизводителей, желающих продавать в России своих автомобили, счастливыми обладателями навигаторов ГЛОНАСС в недалеком будущем станут и граждане стран-участников Таможенного союза. Там создаются собственные системы экстренного реагирования при авариях, аналогично российской и при участии НП «ГЛОНАСС». В Казахстане система «ЭВАК» станет обязательной с 1 января 2017 года. В прошлом месяце НП «ГЛОНАСС» и белорусский сетевой оператор ОАО «СКБ Камертон» подписали соглашение, в том числе, о совместной работе над созданием системы экстренного реагирования на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» на территории республики.
Стало известно, что в конце этого месяца Минобороны планирует запустить еще один спутник «Глонасс-М». С учетом того, что не все запуски спутников в истории «ГЛОНАСС» завершались удачно, на данный момент в состав орбитальной группировки «Глонасс» входит 29 космических аппаратов, из которых 23 спутника используется по целевому назначению и 2 спутника «Глонасс-М» выведены на техническое обслуживание. Кроме того, по сообщению Роскосмоса, на территории Бразилии до конца этого года будет установлена вторая в южном полушарии наземная станция дифференциальной коррекции «Сажень-ТМ», предназначенная для увеличения точности системы ГЛОНАСС. По условиям договора, данные с построенных в Бразилии станций будут использоваться совместно специалистами обеих стран (напомним, что в Бразилии существует собственная навигационная система SIMRAV). Также сообщается о наличии «подобных договоренностей» с ЮАР, Никарагуа и Кубой.


Кроме того, Бразилия давно проявляет интерес к российской программе «Безопасный город». По сообщению замдиректора госкорпорации «Ростехнологии» Д. Шугаева, презентация программы намечена на этот месяц. Бразилия рассматривает возможность использования наработок «Безопасного города» во время чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпиады-2016. В частности, ранее сообщалось о планах России по поставке в латиноамериканскую страну комплексов ПВО «Панцирь», которые смогут «прикрыть» спортивные объекты. Д. Шугаев также заявил о том, что российская госкорпорация «серьезно намерена продвигать гражданскую тематику в отношениях с Бразилией».
В России спортивные мероприятия и «Безопасный город» также неразрывно связаны. Губернатор Краснодарского края А. Ткачев на заседании Совета безопасности сообщил о том, что в развитие системы «Безопасный город» в регионе будет ежегодно вкладываться 1 млрд. рублей. С бюджетом «Безопасного города» Москвы эту сумму сравнивать сложно, однако бюджеты регионов она в среднем превышает по крайней мере на порядок. Сообщается, что средства будут выделяться муниципальным образованиям на условиях софинансирования, при этом 70% расходов будет оплачивать бюджет края. В 2013 году половина выделенных средств пойдет на усиление безопасности «Большого Сочи». Сообщается, что после проведения олимпиады техническая система города «станет той планкой, к которой за пять лет нужно подтянуть все города и районы Кубани». Для этого планируется разработать специальную региональную целевую программу.
Стоит отметить, что радужную картину развития «Безопасного города», как и проекта «ЭРА ГЛОНАСС», изрядно омрачают периодические сообщения СМИ о нецелевом использовании средств и увеличении конечной стоимости проектов.


В первой половине апреля сообщалось о ряде новых разработок, в том числе в области распознавания биометрических параметров. В Новой Зеландии (Технологический университет Окленда) разработали работающий прототип системы контроля доступа, идентифицирующей пользователя по коду ДНК. Информация извлекается из слюны. Коэффициент FAR данного метода (вероятность ложного положительного решения) составляет менее 0,001%. Сложности применения устройства на данный момент состоят в низкой скорости обработки данных (порядка 3 часов на один образе) и высокой стоимостью расходных материалов для проведения анализа.
Сотрудники Калифорнийского университета в Беркли представили систему аутентификации по мозговым волнам. Идентификатором служит сигнал, получаемый при воспроизведении определенной последовательности мыслей. Как сообщают СМИ, уникальность системы заключается в том, что в устройстве для считывания волн используется лишь один электрод, а не сетка, как в традиционных сканерах ЭЭГ.
Инженеры из Шеффилдского университета разработали прототип «умного» шлема, который вибрирует при приближении к препятствию. Шлем содержит ультразвуковые датчики и вибрирующие подушки, прикрепляемые ко лбу. Датчики посылают волны ультразвукового диапазона и принимают отраженный сигнал, измеряя расстояние до ближайших препятствий.


Кроме того, за текущий период появился ряд оценок и прогнозов, касающихся рынка систем безопасности.
По мнению аналитиков Freedonia, общемировой спрос на оборудование для систем безопасности растет на 7% в год и в 2016 году превысит 117 млрд. долларов. Максимальные темпы роста при этом покажут некоторые регионы Азии, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока. Лидерами роста рынка станут Китай и Индия, где годовой рост спроса превысит 10 %. При этом на Китай, как ожидается, будет приходиться порядка четверти общемирового спроса.
Frost & Sullivan выпустили отчет, касающийся мирового рынка пограничного контроля и биометрии (исследование касается оборудования для гражданских, военных и государственных нужд, а также нужд правоохранительных органов). Аналитики компании оценили доходность этого рынка по итогам 2012 года в 5,836 млн. долларов. Как ожидается, рынок продолжит свое развитие и к 2021 году может достигнуть 15,836 млн. долларов. Основной движущей силой развития рынка является усиление безопасности и удобства пассажироперевозок. В частности, власти многих стран стремятся к введению электронного документооборота и автоматической идентификации пассажиров.
Несмотря на выдачу гражданам России биометрических загранпаспортов, а также запись биометрических характеристик в ряд других документов (в частности, проездной документ беженца с 2013 год), проекты по автоматической биометрической идентификации пассажиров в стране представлены слабо и в общем потоке не играют заметной роли. Тестовая эксплуатация автоматизированной системы паспортного контроля в прошлом году началась в Шереметьево. Как сообщают СМИ, в аэропортах Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в 2013 году также появятся кабинки для автоматического паспортного контроля. В них смогут проходить проверку граждане России, имеющие биометрические паспорта.
Вышло позиционируемое как независимое исследование российского рынка информационной безопасности под руководством эксперта Евгения Царёва. Согласно кратким выводам данного отчета, совокупный объем рынка составляет 1,399 млрд. долларов. При этом решения российского происхождения занимают 41% рынка. 70% рынка представлено решениями по антивирусной защите и сетевой безопасности, 29% –решениями по антивирусной защите. Консалтинг и аудит занимают небольшую долю: соответственно, 5-10% и порядка 1% рынка ИБ. По мнению экспертов, рынок консервативен (международные тенденции и флагманские направления развивают в России крайне медленно). Кроме того, рынок имеет выраженную специфику (в первую очередь по составу игроков и соотношению их долей), а также находится под серьезным регулятивным влиянием.