English
Русский
Suomi
Deutsch
16.01.2012 - 31.01.2012  

16.01.2012 - 31.01.2012

Авиационные пассажирские перевозки

Домодедово начинает терять самых крупных перевозчиков

Аэропорт Домодедово начинает терять крупнейших перевозчиков. После авиакомпаний Lufthansa и Turkish Airlines в конце февраля о переводе ряда рейсов во Внуково готовится объявить «Трансаэро».
Вторая по объемам перевозок авиакомпания России - «Трансаэро» - с марта может начать полеты не из «Домодедово», где она сейчас базируется, а из «Внуково». Сейчас основную часть перевозок в московском авиационном узле «Трансаэро» выполняет из Домодедово, некоторые рейсы — из Шереметьево.
ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» создано в 1990 году. Парк компании состоит из 76 самолетов: 19 Boeing 747, 12 Boeing 777, 13 Boeing 767, 29 Boeing 737 и 3 Ту-214. Акционерами компании являются ООО «Трансаэро-финансы» — 5,23%, Jeimbo Cyprus Limited — 5,52%, Sky Stream Corporation — 12,7%, А. Плешаков — 25,42%, О. Плешакова — 18,39%, Л. Хасис — 6,48%.
Московский аэропорт «Домодедово» - крупнейший аэропорт России. Доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. На сегодняшний день из «Домодедово» выполняют полеты 77 авиакомпаний по 241 направлению по всему миру, 92 из которых уникальны для московского региона. Среди партнеров - 48 иностранных авиакомпаний (12 представляют страны СНГ) и 29 российских.
Для Домодедово по итогам 2011 года «Трансаэро» является основным перевозчиком: на него приходится около 20-25% пассажиропотока аэропорта. Пассажиропоток самого Домодедово в 2011 году составил 25,7 млн. пассажиров (занимает первое место в стране), «Трансаэро» перевезла 8,4 млн. пассажиров.
Перевод некоторых регулярных рейсов «Трансаэро» в другой аэропорт вполне возможен, поскольку авиаперевозчик не делает ставку на стыковки и смена базирования не ударит по ее бизнесу. Пока, по неподтвержденным данным, опубликованным СМИ, речь идет примерно о 20 рейсах в день, в частности, на Украину, в Израиль и на Дальний Восток.
По мнению экспертов отрасли одной из причин перехода могут стать более выгодные условия, которые Внуково предлагает перевозчикам для заполнения нового терминала, который открылся летом 2010 года. Кроме этого, высказываются предположения, что «Трансаэро» могла договориться о более выгодных ценах на топливо и заправку самолетов с «Роснефтью», которая в декабре решила купить 50% акций топливозаправочного комплекса во Внуково. В Домодедово «Трансаэро» работает с «Газпромнефтью». Тем не менее полностью отказаться «Трансаэро» от Домодедово не сможет, так как во Внуково просто не поместится весь широкофюзеляжный флот авиакомпании.
В авиакомпании «Трансаэро» заявляют, что намерены ввести новые рейсы из аэропорта «Внуково» в связи с тем, что темпы реконструкции «Домодедово», где сейчас базируется перевозчик, не успевают за темпами роста авиакомпании. Реалии «Домодедово» сдерживают возможности и планы авиакомпании, особенно в применении Boeing 747 и Boeing 777. К примеру, авиакомпании не хватает стоек регистрации. При этом директор Ааиакомпании О. Плешакова отмечает, что переводить все рейсы из «Домодедово» авиаперевозчик не планирует. В настоящее время «Трансаэро» изучает возможности выполнения полетов из всех аэропортов московского авиационного узла, а также из других городов России. Прежде всего, это касается Санкт-Петербурга, где за последний год пассажиропоток компании вырос на 49 процентов.
«Трансаэро» не единственная компания, которая решила перевести часть своих рейсов во Внуково. В конце 2011 года о переводе некоторых рейсов во «Внуково» объявила немецкая компания Lufthansa. С 25 марта 2012 года из «Внуково» начинает выполнение рейсов Lufthansa. Она в рамках выполнения весенне-летней программы будет выполнять в/из «Внуково» 46 рейсов. С лета 2012 года авиаперевозчик будет выполнять рейсы из «Внуково» в Берлин и во Франкфурт-на-Майне. В начале января компания Turkish Airlines сообщила, что с 25 марта полностью переводит во «Внуково» все рейсы из «Шереметьево» и «Домодедово». Авиаперевозчик осуществляет около 40 рейсов в неделю. Внятно причины перехода во Внуково авиакомпании не объясняли.
По мнению представителей «Внуково», перевод рейсов авиакомпаний реализует стратегию развития Московского авиационного узла «три аэропорта - три альянса», согласно которой в аэропорту «Шереметьево» обслуживается ряд авиакомпаний, входящих в состав SkyTeam, в «Домодедово» - Oneworld, а во «Внуково» - Star Alliance.
Напомним, что в конце 2011 года стало известно, что акции (100%) аэропорта «Домодедово» выставлены на продажу. Консультантом для возможной продажи выступает Goldman Sachs. Тогда сообщалось, что владельцы «Домодедово» хотят выручить за 100% аэропорта $4-5 млрд.
Эксперты считают, что уход авиакомпаний из Домодедово может быть связан с продажей аэропорта и желанием покупателей, среди которых есть и совладельцы Внуково, снизить цену актива. Пока в качестве индикативной оценки звучит $5,5 млрд. за 100% акций аэропорта. Но пока никто из покупателей не предложил за аэропорт более $3,5 млрд.
Аналитики оценивает Домодедово на уровне $4-4,5 млрд., то есть ближе к нижней границе ценового диапазона, установленного организаторами IPO аэропорта в прошлом году. Причем они полагают, что уход авиакомпаний будет очень сильным аргументом для инвесторов в пользу снижения цены аэропорта.
Основных претендентов два — это частные совладельцы Внуково и группа «Сумма» З. Магомедова. Обе компании претендуют на контрольный пакет, причем «Сумма», уже договорилась со Сбербанком о финансировании сделки.
Но так как никто из покупателей не предложил за аэропорт более $3,5 млрд, Goldman Sachs продлил изначальные сроки приема заявок примерно на месяц — до 1 марта.
Владельцами Домодедово на рынке считают Д. Каменщика и В. Когана. В преддверии несостоявшегося IPO Домодедово, к которому регулирующие органы не раз предъявляли претензии из-за непрозрачности структуры собственности, сообщило, что единственным владельцем холдинговой компании аэропорта - DME Ltd - является Д. Каменщик. Сам он чуть позднее на допросе в качестве свидетеля в рамках уголовного дела о неисполнении требований авиационной безопасности не назвал собственника аэропорта, заявив, что единого собственника не существует.