English
Русский
Suomi
Deutsch
01.07.2011 - 15.07.2011  

01.07.2011 - 15.07.2011

Жилищное строительство

Эксперты и участники рынка считают, невыполнимыми правительственные планы жилищного строительства. Объявленные Владимиром Путиным ориентиры - 100 млн. кв. м жилья в 2016 году и 140 млн. кв. м в 2020 году - не могут быть достигнуты при текущем состоянии стройиндустрии и отсутствии программ социального жилья. В 2010 году в России было введено всего 58 млн. кв. м жилья, а в текущем году показатели пока что не опережают прошлогодние. Расчет на популяризацию ипотеки нужного эффекта пока что также не достигает - в настоящее время только 13-15% россиян обладают достаточными средствами для покупки жилья. При этом 3,1 млн. семей (6,4% населения) крайне нуждаются в улучшении жилищных условий. Средняя обеспеченность жилой площадью в России составляет всего 21,1 кв. м на человека, что в два раза ниже, чем в Европе. Чтобы приблизиться к западному уровню, по оценкам экспертов, в России нужно построить не менее 1900-2000 млн. кв. м жилья. При нынешних темпах строительства ожидание социального жилья для многих превысит 30 лет.

Девелоперские проекты (Лахта-центр)

Комиссия по землепользованию обсудила итоги публичных слушаний, прошедших 26 июня относительно возможности превышения предельно допустимой высоты для участка на Лахтинском проспекте, где предполагается строительство штаб-квартиры «Газпрома». Высота доминанты по замыслу проектировщиков составит около 470 м, хотя в настоящий момент регламент предусматривает для данной территории высотность в 27 м. Стоит отметить, что инвестору удалось пролоббировать проект в рамках процедуры «отклонения» от высотного регламента, которая предусмотрена Градостроительным кодексом и ПЗЗ. Необходимость отклонения застройщик мотивировал неблагоприятной конфигурацией участка, которая не позволяет реализовать экономически выгодный проект в рамках допустимой высотности. Результаты заседания вновь спровоцировали скандал: общественные слушания были признаны состоявшимися, а 10 из 13 членов комиссии по землепользованию проголосовали за то, чтобы рекомендовать комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) предоставить инвестору право на превышение параметров высотности. Против рекомендации выступили первый заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев, представитель КУГИ Сергей Родионов и депутат Сергей Малков. Свою позицию они объяснили, прежде всего, тем, что инвестор не предоставил на рассмотрение анализ влияния объектов дальнего вида на объекты ближнего вида, а вынес на обсуждение только трехмерную модель визуального влияния объекта на основные виды города. Сергей Малков и без того назвал предполагаемое вмешательство в исторические панорамы Петербурга будет «шокирующим», добавив, что у градозащитников уже готовы судебные иски. Общественность уже обратились с открытыми письмами протеста против «Лахта-центра» к губернатору, премьеру и президенту. К слову, само «отклонение» в виде 18-кратного превышения высотности эксперты и градозащитники уже назвали это «издевательством над правом». Ввиду непопулярности строительства небоскреба у населения Петербурга, правительство города решали отвести от себя гнев общественности, «спустив» полномочия по утверждению проект на уровень комитета - в данном случае, КГА и ее председателя Юлии Киселевой. Решение зависит от ее единоличного мнения, хотя на формальность данной процедуры указывает хотя бы то, что на заседании комиссии по землепользованию она проголосовала «за» отклонение от высотного регламента. На публичных слушаниях и на заседании комиссии по землепользованию и застройке были представлены оценки видимости башни, выполненные двумя организациями. Оба исследования однозначно подтверждают: башня будет видна с Дворцовой набережной, Дворцовой площади и Троицкого моста, и «влезет» в один из самых знаменитых «открыточных» видов Петербурга - на Стрелку Васильевского острова. Это, по мнению градозащитников, является прямым противоречием городскому закону, который не допускает появления новых «доминант» на фоне исторических панорам. После судебного запрета на строительство «Охта-центра» ажиотаж вокруг нового проекта в СМИ так или иначе сдерживается. Проект постепенно проходит все необходимые согласования, которые его предшественнику давались под, несомненно, большим давлением общественности.

Ново-Адмиралтейский мост

Городской суд Петербурга удовлетворил иск депутата ЗАКСа от «Справедливой России» Алексея Ковалева и группы горожан, требовавших признать незаконным проект планировки Ново-Адмиралтейского острова. Суд принял решение в пользу истцов, так как в соответствии в Генпланом Петербурга Ново-Адмиралтейский мост должен располагаться не между 16-17 и 18-19 линиями, где руководство города намерено было его построить, а в створе 22-й линии. Кроме того, строительство на данном участке, который расположен в охранной зоне, что нарушило бы положение об охране объектов культурного наследия. В данном случае также необходимы согласования, но уже с Министерством культуры. По мнению истцов, решения городского правительства о переносе строительства моста в другое место без внесения соответствующих поправок в Генплан является незаконным. Стоит отметить также, что, несмотря на то, что эти поправки могли быть без особых затруднений «продавлены» большинством в городском парламенте, Смольный, тем не менее, предпочел самовольное решение. Решение суда может быть обжаловано в Верховном суде. В случае отклонения жалобы в суде высшей инстанции, внесение изменений в Генплан может затянуться на полгода. У противников строительства моста есть и другие аргументы. Во-первых, эксперты считают, что мост может послужить причиной транспортного коллапса на Васильевском острове. Во-вторых, строительные работы могут помешать сохранению производственного цикла на Адмиралтейских верфях. Кроме всего прочего, решение суда ставит под угрозу реализацию соглашения Смольного и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по выводу с острова производственных мощностей «верфей» и созданию на их месте элитного жилого квартала. Объем инвестиций в данный проект должен составить около 400 млн. долларов. Соглашение между правительством города и ОСК, напомним, было подписано в июне на Петербургском экономическом форуме. ОСК обязалась освободить территорию площадью 14 га, которую впоследствии предполагалось выставить на аукцион для продажи инвестору. Если проект не состоится, ОСК как подрядчик сможет через суд потребовать от заказчика возмещения затрат в размере 3,5 млрд. руб. Важно отметить резонансность решения как противодействующего градостроительной политике городской администрации и губернатора. Не менее важен и экономический эффект: затягивание сроков строительства моста может послужить причиной срыва крупного инвестиционного проекта. Удовлетворение иска градозащитников является, пожалуй, вторым по значимости после запрета на строительство «Охта-цента». Нужно отметить тенденцию усиления позиций общественных активистов в противостоянии с административным ресурсом.

Строительство объектов для ЧМ по футболу 2018 года

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ подготовило проект специального закона об условиях проведения ЧМ-2018 в России. Закон помимо прочего подразумевает смену собственников земельных участков. Законопроект фактически уравнивает льготы для ЧМ-2018 по футболу и Олимпиады Сочи-2014, в том числе и в части расселения территорий, предназначенных для строительства. Решения о смене владельцев домов и участков будут приниматься на основании заявлений оргкомитета «Россия-2018». Важно отметить, что в документе возводить новые объекты предлагается с использованием «упрощенного порядка подготовки, согласования и утверждения документации». Эксперты уже отнеслись к данной формулировке с недоверием, опасаясь повторения конфликтов между местными жителями и властями в Сочи по вопросу оценки отчуждаемой собственности. Вместе с тем при организации ЧМ - 2018 проблема с переселением не будет стоить столь остро: Олимпиада в Сочи - огромный комплекс мероприятий, имеющий строгую локализацию. Чемпионат мира, в свою очередь, будет проводиться в 13 городах, многие из которых уже имеют собственную развитую инфраструктуру. Поэтому в оргкомитете намерены найти общий язык с собственниками. Возможно, будет применена практикуемая в Сочи методика расчета. В 2008 году, напомним, при строительстве объектов в Сочи разгорелся скандал, когда за снос домов жители требовали по $50 тыс. за сотку. Повторения подобной ситуации власти допускать не намерены. Западный скоростной диаметр

Участвовать в конкурсе на строительство части Западного скоростного диаметра и эксплуатации целой платной трассы будут только два участника: консорциум «Магистраль Северной столицы» и «Балтийская концессионная компания «Магистраль». Первый участник установил планку гарантированных годовых доходов на уровне 9,6 млрд рублей, второй — 16,15 млрд рублей. Южнокорейская Samsung C&T Corporation, пройдя предквалификацию, отказалась от участия в конкурсе. Победитель конкурса будет определен 9 августа. В состав консорциума ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» входят компании «Терра Нова», «Балтийская дноуглубительная компания», PORR AG (Австрия), Renaissance Construction, Vinci Concession (Франция), «Мостоотряд N 19», Jan de Nul (Бельгия), «Сбербанк Инвестиции», Oliveridge Investments (Кипр). ООО «Магистраль Северной столицы» состоит из Группы ВТБ», «Газпромбанка», Astaldi (Италия), GPB Infrastructure и турецких строительных компаний Mega Yapi и IC. Победитель конкурса будет определен 9 августа.