English
Русский
Suomi
Deutsch
16.05.2011 - 31.05.2011  

16.05.2011 - 31.05.2011

По различным данным, за последние месяцы число евроскептиков увеличилось на 30-40%, причем среди них – такие заметные персоны, как Уоррен Баффет и Нуриэль Рубини. Впрочем, финансовое положение первого из них позволяет ему не нести ответственности за свои заявления, второй же, приняв на себя роль мирового финансового оракула, в определенном смысле потерял доверие аудитории. Однако заявления главного экономиста крупнейшего частного банка Германии Deutsche Bank Томаса Майера насчет возможного краха евро заставляют всерьез задуматься о реальности кризиса.
Принято считать, что валютный союз суверенных государств возможен в случае выполнения двух условий: денежная политика, направленная на обеспечение стабильности валютного курса, и полная национальная ответственность государств за свои долги. И то, и другое выполняется не в полной мере. Страны PIIGS, в особенности Греция и Португалия, проявляют вопиющую бюджетную недисциплинированность. Что касается денежной политики, то она слишком долго оставалась мягкой. Ухудшение долговой ситуации ожидалось в Европе уже достаточно давно, однако об изменении политики речь зашла только в мае, когда Греция получила понижение рейтинга от Fitch на целых 3 балла, до B+.
Напомним, что в первой половине февраля совместная миссия ЕС, ЕЦБ и МВФ одобрила предоставление Греции четвертого транша кредитов в 15 млрд. евро из общей кредитной программы в 110 млрд. В рамках программы Греция урезала государственные расходы, сократила зарплаты и пособия работникам, заморозила пенсии и увеличила налоги, что не нашло понимания среди населения. Ожидалось, что в 2011 году дефицит госбюджета Греции сократится на 5 млрд. евро – с 22 млрд. до 17 млрд. (с 9,4% ВВП до 7,4% ВВП). По теперешним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит Греции составит 9,5% ВВП в 2011 году.
Тогда о коренном изменении денежной политики Евросоюза речи не шло – был создан постоянный региональный фонд помощи объемом 700 млрд. евро - Европейский механизм стабильности (ESM). Тем не менее, фонд объемом в 32 бюджетных дефицита Греции – это лишь механизм для подавления симптомов, а не устранения самих проблем.
Новый фонд заменил Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), созданный в 2010 году для поддержки государств еврозоны. Он был призван стать частью комплексного пакета мер, чтобы разрешить долговой кризис еврозоны. Помимо стран еврозоны источником финансирования нового фонда обязался стать Международный валютный фонд.
Что же касается МВФ, то арест и отставка его главы Доминика Стросс-Кана естественным образом вызывают задержку в вопросах взаимодействия фонда с еврозоной, что делает ее еще более уязвимой в ситуации, когда необходимо оперативное принятие решений.
И вот, на фоне всего происходящего, канцлер Германии Ангела Меркель высказывается против реструктуризации долгов Греции. Тем временем премьер-министр Греции говорит, что реструктуризации и не потребуется, при этом доходность по 10-летним облигациям говорит об обратном.
Попробуем рассмотреть все возможные варианты развития событий.
Поскольку ряд крупных европейских банков связан с этими бондами, то в случае суверенного дефолта Греции может произойти серьезный банковский кризис.
Возврат к драхме, то есть выход Греции из валютного союза, приведет к тому, что греческие вкладчики в кратчайшие сроки снимут деньги со своих счетов в евро, а настолько масштабного оттока средств банковская система не выдержит.
Реструктуризация долга Греции стала бы историческим прецедентом с непредсказуемыми последствиями.
Мягкая реструктуризация с сокращением заработных плат бюджетников и т.д., судя по текущей социальной обстановке в Греции могла бы спровоцировать гражданскую войну.
Несмотря на призывные заявления и аргументы «оракула» Рубини к полной реструктуризации, Европейский союз и Греция, скорее всего, продолжат применение традиционных мер, и Греции будет предоставлена финансовая помощь с условием проведения очередных реформ.
В случае наступления греческого дефолта последствия могут сказаться на мировой экономике в целом. Она и без этого находится в нестабильном состоянии, и вновь высказываются мнения о наступлении второй волны кризиса. В США безуспешно ищется консенсус по поводу бюджета, рейтинговые агентства грозят понижением их суверенного рейтинга. Китай переживает период беспрецедентной инфляции. На фоне проблем еврозоны в тень отступили беспорядки на Ближнем Востоке.
Однако если катастрофа в Греции и будет предотвращена, корни проблемы останутся. Есть ведь и другие симптомы - МВФ одобрил помощь в размере $36 млрд. для Португалии, S&P снизил прогноз по Италии до негативного, в Испании протестуют из-за высокого уровня безработицы.
Одна из основных причин того, почему страны PIIGS, в совокупности формирующие не больше 6% экономики Европы, представляют со своими задолженностями угрозу всей Европе, является то, что европейские финансовые рынки сильно взаимосвязаны. Суть в том, что эта взаимосвязь не является очевидным аргументом в пользу выгоды валютного союза.
В ЕС входят многие страны, структура экономики и уровень развития которых слишком отличается от стран авангарда союза. Страны испытывают затруднения при поиске баланса между суверенным статусом и наднациональными органами власти.
Уровень жизни некоторых стран упал после вступления в ЕС – например, Кипра, экономичсекие перспективы которого по мере нарастания кризиса объединенной Европы становятся все более сомнительными. Ради присоединения к ЕС республика добровольно отказалась от существенных статей пополнения государственного бюджета и пошла на меры, которые значительно ограничили источники доходов граждан. Понятно, что теперь финансовая помощь оказывается в основном проблемным странам, и политических вопросов вступление во влиятельный союз не решило – имеется в виду проблема Северного Кипра.
Таким образом, страны должны жертвовать собственными средствами в пользу других стран, проводящих некорректную бюджетную политику, ради того, чтобы просто состоять в ЕС.
Представляется вероятным, что пройдет еще некоторое время, прежде чем невыгодность еврозоны будет признана публично; в течение следующих лет будет выбран более подходящий с точки зрения экономико-политической ситуации момент, и как минимум часть стран покинет союз.