English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2011 - 31.03.2011  

16.03.2011 - 31.03.2011

В Госдуму внесен новый законопроект, направленный на повышение безопасности автопассажиров. В данном случае речь идет о маршрутных такси.

То, что маршрутки небезопасны, знают все. Год за годом почти на 50% увеличивается количество ДТП, в которых участвовал этот вид общественного транспорта. Тем не менее, маршрутки в настоящее время являются одним из самых популярных средств передвижения, особенно в больших городах. На то есть много причин: они маневренны, легко приспосабливаются к изменениям условий движения в городе, имеют большое количество маршрутов, позволяют сэкономить время и т.д. Каждый день в СМИ появляются сообщения о том, как маршрутки сбивают пешеходов, переворачиваются, сталкиваются с другим транспортом…Аварии происходят как по вине водителей, так и по причине плохого технического состояния транспортного средства. По информации прессы свыше 98% всех происходящих аварий с участием общественного транспорта происходят с микроавтобусами, которыми управляют водители без специальной подготовки и лицензий на право перевоза пассажиров. Остается очевидным, что при существующем порядке работы другого общественного транспорта, маршрутки будут пользоваться спросом среди населения. Поэтому задача правительства и ответственных ведомств перестроить работу данного вида транспорта с целью повышения безопасности пассажиров.

1. Работа маршрутных такси является целью специальных милицейских проверок. С этого года каждый месяц проходит акция, организованная ГБДД, которая называется «Маршрутное такси». В рейд вместе выходят сразу несколько ведомств - полиция с силовым сопровождением, Миграционная служба и представители Комитета по транспорту. Именно так в Петербурге сейчас борются с нелегальными перевозчиками. Машины эвакуируют на штраф-стоянку на время следствия, оно длится до полугода, а предпринимателя штрафуют на несколько сотен тысяч рублей. Такую практику ввели в феврале. В ходе профилактической операции проводится обследование дорожных маршрутов, по которым курсируют микроавтобусы. Конкретно – на соответствие этих дорог требованиям содержания улично-дорожной сетки. Сотрудниками ГИБДД будет проведен осмотр маршруток на предмет безопасности. Будут организованы рейды по выявлению маршрутных такси, припаркованных вне гаражей в ночное время. Усилится контроль за соблюдением водителями маршрутных транспортных средств правил дорожного движения. В ходе подобного мероприятия, которое проходило на территории Санкт-Петербурга и области в период 15-20 февраля 2011 года, был выявлен целый ряд нарушений: 29 водителей перевозили пассажиров сверх установленного количества, 18 из них вообще ехали не по маршруту, а в 17 случаях перевозку осуществляли без лицензии. Пассажироперевозки осуществлялись на 1855 неисправных автобусах; а в 1675 случаях нарушался скоростной режим; в 760 случаях - требования дорожных знаков и разметки.

2. Сейчас за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, максимальный траф составляет 800 рублей (статья 12.1 Кодекса об административных правонарушениях). Депутат фракции «Справедливая Россия» предложил законопроект, согласно которому ответственность за нарушения ПДД маршрутным такси будет нести компания-перевозчик, а не водитель, как сейчас. Менеджеров или собственников автотранспортных компаний ждет административное преследование, если неисправна маршрутка или водитель такси не соответствует показателям медицинской проверки. Руководителей автопредприятий, выпустивших в рейс такие автобусы, практически никогда не привлекают к уголовной и административной ответственности - максимальный штраф составляет 1000 рублей. Ответственность несет работник, а не предприятие. Многие маршрутные транспортные средства работают без необходимых лицензий на пассажирские перевозки, водители не имеют должной квалификации. Депутат «Справедливой России» Антон Беляков предлагает за незарегистрированную машину или отсутствие техосмотра штрафовать автособственника на сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, за технические неисправности и ложную госрегистрацию от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, за пьяных водителей или водителей без водительских прав накладывать на автопредприятие штраф в 150—250 тысяч рублей.

3. Можно ужесточить условия предоставления услуг для собственников автотранспорта. Например, отказаться от машин, наиболее плохо приспособленных для данной работы. По сообщениям прессы во многих городах России местные власти запретили использовать в качестве маршрутных такси «Газели» и перешли на более безопасные иномарки. А некоторые города (например, Казань) вообще решили отказаться от маршруток.

4. Эксперты предлагают весь общественный транспорт снабдить «черными ящиками». Либо другой вариант - тахографы. Это уже применяется на международном транспорте, а на внутреннем - нет. Постепенно общественный транспорт снабжается приборами спутниковой навигации для подключения к системе ГЛОНАСС. Но все новости по данному направлению касаются автобусов, но не маршруток.

5. Необходимо изменить условия работы водителей маршрутных такси. Известно, что водитель маршрутки вынужден делать одновременно несколько дел. Кроме того, он обязан сдать предприятию-собственнику определенную сумму денег и оплатить бензин. Это непременно приводит к стрессу и, соответственно, к неадекватному поведению водителя транспортного средства на маршруте. Для повышения безопасности движения водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха. Надо сосредоточиться на профилактике, а не на наказании.

6. Некоторые эксперты предлагают привлечь к ответственности за безопасность движения страховые компании, которые должны быть, в первую очередь, заинтересованы в решении данного вопроса.

Предложений может быть много. Но будут ли они работать? Принятие закона не создаст закона исполнения правил. А отлаженный механизм саморегулирования в данное время практически отсутствует. Без активного участия в данном проекте муниципального или федерального центра изменения могут так и остаться в виде теоретических положений. Нужно принимать во внимание и человеческий фактор, который может сильно осложнить введение нового законопроекта. Другими словами, в руках у бюрократов оказывается еще один рычаг для получения взяток.
С другой стороны нововведение может привести к дополнительным расходам, которые должен будет взять на себя собственник. В том числе, квалифицированный техосмотр, привлечение квалифицированного персонала, закупка нового транспорта и т.д. Все это может увеличить стоимость проезда на наземном транспорте.