English
Русский
Suomi
Deutsch
01.12.2010 - 15.12.2010  

01.12.2010 - 15.12.2010


Россия договорилась о транзите своего газа в Европу через украинскую территорию. Речь идет о 112 млрд куб. м в течение 5 лет, за что РФ будет выплачивать 1,5 млрд долл. авансовых платежей. Также были достигнуты соглашения о создании двух российско-украинских совместных предприятий – одно по добыче в Украине газа из угольных пластов, а другое по освоению структуры Паласа на шельфе Черного моря. Однако предложения по СП пока не прошли никаких юридических процедур и не оговорены организационно. Также развивается атомное сотрудничество между странами. К концу 2010 года должны быть согласованы условия кредита на строительство энергоблоков Хмельницкой АЭС, где РФ профинансирует 85% проекта, а украинская сторона - 15%. Еще одно предложение было озвучено Минтопэнерго Украины – совместное с Россией строительство в г. Желтые Воды (Украина) завода по производству ядерного топлива для украинских АЭС.

С Белоруссией разрешились разногласия по поводу пошлин на нефть. На прошедшем заседании высшего органа Таможенного союза и Межгоссовета ЕврАзЭс Белоруссия согласилась перечислять России пошлины от экспорта нефтепродуктов в полном объеме в обмен на беспошлинный импорт нефти. В российский бюджет будут перечисляться 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти и из нефти, добываемой на Белорусской земле, а например, из венесуэльской нефти – нет. Когда этот вариант был предложен Россией в октябре, белорусская сторона его категорически отвергла. Экономическая выгода от отмены пошлин на нефть может составить для Белоруссии около 4 млрд. долларов. Это в краткосрочной перспективе, а в дальнесрочной еще неизвестно какие у кого будут выгоды – это будет зависеть от того, по какой ставке будет рассчитываться пошлина спустя время…
Нынешние договоренности начнут действовать с 1 января 2011 года - при условии, что Минск ратифицирует весь пакет документов по Единому экономическому пространству, которые были подписаны 9 декабря президентами РФ, Белоруссии и Казахстана. Таким образом, вопросы по поводу нефти на данное время разрешены, а по газу – нет. Россия отказалась менять что-либо в определенных ранее условиях и стоимость топлива с 2011 года возрастет, хотя Белоруссия надеялась, что РФ согласится зафиксировать стоимость топлива на нынешнем льготном уровне четвертого квартала 2010 года.

Газовая промышленность


С Японией были достигнуты договоренности о совместном строительстве завода по производству СПГ во Владивостоке. С Российской стороны в проекте будет участвовать «Газпром», стороны подпишут договор в течение месяца. Завод, который планируется пустить в эксплуатацию в 2017 году, будет перерабатывать газ с месторождений Восточной Сибири. Газ будет поставляться по газопроводу во Владивосток и затем транспортироваться в Японию танкерами. Проект выгоден для обеих сторон - Россия получит опыт строительства с применением высоких технологий, которыми владеет Япония, а та получит новые пути по поставкам в страну газа.

«Газпром» развивает сектор подземного хранения газа, что согласно с Генеральной схемой развития газовой отрасли на период до 2030 г. В целях увеличения суточной производительности ПХГ, в России предполагается завершить строительство Калининградского и Волгоградского ПХГ, Удмуртского резервирующего комплекса, а также планируется строительство новых подземных хранилищ газа в нескольких областях РФ. Несколько проектов находятся в стадии разработки и проектирования, некоторые уже строятся. Также российскую газовую компанию интересует аренда ПХГ в европейских странах. С некоторыми есть соглашения об изучении возможностей совместного строительства хранилищ. Сейчас произошло подписание меморандума о взаимопонимании в области подземного хранения газа с Бельгией. Также с бельгийской компанией Fluxys компания рассматривает возможность использования сжиженного и сжатого природного газа в качестве моторного топлива. Этот проект нацелен на улучшение ситуации с вредными выбросами в Европе, и может получить статус приоритетного у Еврокомиссии, стороны намерены подать об этом прошение.

Новая финансовая оценка газопровода South Stream составляет €15,5 млрд, то есть прогноз затрат на проект снизился на 23-55%. Стоимость километра российской трубы стала €2,4 млн на километр трубопровода на суше, что сопоставимо со стоимостью трубы в проекте ЕС Nabucco. Снижение цены произошло за счет удешевления материалов и услуг в 2009-2010 годах. Таким образом, основное из преимуществ конкурирующего проекта ЕС, а именно меньшие расходы чем для реализации российского, становится несуществующим.

«Газпром», имеющий в планах осваивоение нефтегазоконденсатное Чаяндинское месторождение (Якутия), заявил властям региона о намерении строительства магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск». Газопровод может быть проложен двумя маршрутами, и пока определенности в этом вопросе нет, так как каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Чаянда – базовое месторождение Якутского газодобывающего центра. Освоение Якутии является частью одного из основных приоритетных направлений компании - реализации Восточной газовой программы. Также в интересах «Газпрома» укрепление позиций на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нефтяная промышленность


Кроме «Газпрома» и «Роснефти» теперь к разработке шельфовых участков допустят «Газпромнефть-Сахалин». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подтвердила, что эта «дочка» «Газпром нефти» является компанией с государственным участием и имеет пятилетний опыт таких работ, что является необходимым условием для допуска на шельф. «Газпром Нефть» уже выразила намерение разрабатывать два объекта в Арктике и в скором времени планирует подать заявки еще на две шельфовых лицензии.

«Транснефть» просит ФСТ повысить с 1 января 2011 года тариф на прокачку нефти в РФ на 2-3%. В начале осени этого года руководство нефтепроводной монополии уверяло, что не планирует пересматривать тарифные ставки. Однако сейчас в компании наступила такая финансовая ситуация, что приходится идти на этот шаг, чтобы избежать убытков. Причина в уменьшении выручки и увеличении расходов на безопасность – это связано с изменениями в расчетах объемов перекачки, которые инициировали в этом году нефтяные компании.

«Роснефть» и «Транснефть» могут получить по 25% в проекте строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, который планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Этот нефтепровод тому же может стать альтернативой другого проекта, где принимала участие «Транснеыфть» - «Бургас-Алекандруполис», от участия в строительстве которого отказалась Болгария. Москва и Анкара надеются согласовать параметры «Самсун-Джейхана» к середине марта 2011г.

«Башнефть» ведет переговоры о покупке доли в ОАО «Полиэф». Сейчас у нефтекомпании уже есть акции этого единственного в России производителя сырья для пластиковой тары, однако «Башнефть» хочет получить более крупный пакет, хотя на контрольный она не рассчитывает. Свое сырье у «Башнефти» есть, она и так поставляет «Полиэфу» сырье со своих уфимских перерабатывающих заводов. Делается это в целях расширения производственного потенциала компании, пусть сейчас нефтехимия и не является её «коньком».

На заседании конкурсной комиссии по вопросу о праве пользования месторождениями им. Требса и им. Титова было объявлено, что конкурс признан несостоявшимся, и комиссия рекомендует правительству передать право разработки этих участков «Башнефти». Компания была единственной на конкурсе, так как допущенный вместе с ней «Сургутнефтегаз» в последний момент отозвал свою заявку. Многие компании выражают желание участвовать в этом проекте в партнерстве с «Башнефтью». Самыми явными претендентами на сотрудничество являются «Роснефть» или ЛУКОЙЛ. Компания-победитель заявила, что готова разрабатывать месторождения своими силами, однако и не исключает работы с партнерами. Одним из более выгодных представляется сотрудничество с «ЛУКОЙЛом» - на территории, где расположены месторождения, находится его НПЗ, нефтеналивной терминал Варандей и другие инфраструктурные объекты. Однако условия проведения конкурса были таковы, что сотрудничество может оказаться не очень выгодным в краткосрочной перспективе. Сама «Башнефть» рядом перерабатывающих мощностей не имеет, и рентабельность от этого может оказаться ниже предполагаемой. Решение о возможном привлечении партнеров будет принято предположительно к концу I квартала 2011г.