English
Русский
Suomi
Deutsch
16.07.2009 - 31.07.2009  

16.07.2009 - 31.07.2009

Во второй половине июля воздушный транспорт стал генератором большого количества новостей в Северо-Западном регионе.
В первую очередь, это касается вялотекущей организации новой авиакомпании под эгидой госкорпорации «Ростехнологии». Катализатором новостей послужило сообщение о том, что подал в отставку директор ГТК «Россия» Сергей Михальченко. Официально отставка Михальченко никак не объяснялась, но его негативное отношение к созданию новой авиакомпании давно не было секретом. После того, как в мае 2009 года корпорация «Ростехнологии» на основании федерального закона получила право собственности на ФГУП «ГТК «Россия», отставка Михальченко, по-видимому, была делом времени. Отставку Михальченко также можно связать со сложным финансовым положением компании и плохими производственными показателями.
За последние годы ГТК «Россия» развивалась медленнее рынка. По результатам 2006 года, когда к ГТК «Россия» была присоединена авиакомпания «Пулково», объединенная компания заняла 3 место в стране по перевозке пассажиров после компаний «Аэрофлот» и «Сибирь». За прошедшие годы ГТК «Россия» оказалась на 4 месте, пропустив вперед «Трансаэро», а по итогам I полугодия 2009 года компания откатилась уже на 5 место, пропустив вперед и «Ютэйр». В первой половине 2009 года ГТК «Россия» среди 10 крупнейших компаний страны показала максимальное снижение объемов перевозки – 19,3%, хуже только у «ВИМ-Авиа». В аэропорту «Пулково» (наряду с «Внуково» является базовым аэропортом ГТК) доля «России» также снизилась с 70% до 45%.
Причина видится в том, что различные преобразования, происходившие и сейчас происходящие в компании, не оказывают положительного воздействия на результаты деятельности. Так, показатели объединенной ГТК меньше, чем суммарные показатели «России» и «Пулково» до объединения. Неразбериха с долгое время продолжающимися попытками включить компанию в состав авиахолдинга «Ростехнологии» также отрицательно сказывается на ее работе.
Жесткое заявление Валентины Матвиенко о том, Петербург может создать новую авиакомпанию, если «Россия» вынуждена будет уйти из Петербурга (в результате вхождения в альянс «Ростенологии») показывают, что городскому руководству такая неопределенность надоела. Грядет масштабная реконструкция аэропорта «Пулково», а без базовой компании вывести аэропорт на новый уровень задача невыполнимая. Но и базовая компания должна развиваться, ведь базовая компания в «Пулково» была и пока есть, но все больше петербуржцев почему-то выбирают начальной точкой перелета финский аэропорт Vantaa. В Риге тоже существуют амбициозный проект создания крупного хаба. Так что конкуренция очень серьезная, а тут еще базовая компания аэропорта уходит в состав не самого удачного проекта. Поссорившись с руководством Петербурга, потеряв московскую компанию «Атлант-Союз», создатели нового авиахолдинга рискуют оказаться в тупике.
Новым директором ГТК «Росси» был назначен Роман Пахомов, который с 2005 года работал в авиакомпании «ВИМ-Авиа» (заместителем, позднее директором авиакомпании). С ноября 2008 года по апрель 2009 года Пахомов был исполнительным директором авиакомпании «Атлант-Союз», потом работал над созданием нового авиахолдинга. Став директором ГТК «Россия», Пахомов уже успел поучаствовать в Заседании Транспортного совета Санкт-Петербурга, после которого его участникам пришлось опровергать сообщения в СМИ (речь идет об обсуждении планов развития аэропорта «Пулково»).
На Заседании Транспортного совета, состоявшемся 27 июля, в ходе выступления нового директора ГТК «Россия» Романа Пахомова произошла дискуссия относительно путей развития аэропорта «Пулково» как международного хаба. Камнем преткновения послужил вопрос о доступе малобюджетных авиаперевозчиков в Пулково. Роман Пахомов попросил у руководства города преференций для авиакомпании «Россия», в частности, защиты от малобюджетных перевозчиков, заявив, что авиакомпания сама будет развивать как бизнес-перевозки, так и бюджетные перевозки. Против предоставления привилегий авиакомпании «Россия» выступил директор аэропорта «Пулково» Андрей Муров, который связал развитие аэропорта с появлением новых авиакомпаний, в том числе, малобюджетных. В защиту малобюджетных компаний выступил и председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул. Завершил дискуссию Юрий Молчанов, который подтвердил, что базовая компания (ГТК «Россия») послужит основой для развития аэропорта, поэтому ей будут предоставлены некоторые преференции. Внимание к малобюджетным компаниям в существующей Стратегии должно быть по мнению Молчанова уменьшено. По итогам Транспортного совета некоторые СМИ сообщили, что вице-губернатор Юрий Молчанов заявил, что малобюджетным авиаперевозчикам будет ограничен доступ на рынок Санкт-Петербурга до 2015 года.
Через несколько дней с сообщениями о том, что информация об ограничении не соответствует действительности, выступили представители Комитета по транспортно-транзитной политике и пресс-служба Юрия Молчанова. Председатель КТТП Николай Асаул, в частности, заявил, что речь шла лишь о смещении акцентов в сторону уменьшения внимания бюджетным авиаперевозчикам в стратегии развития аэропорта «Пулково».
Сложившаяся двусмысленная ситуация связана с тем, что и без базовой компании и без малобюджетных перевозчиков поступательное развитие аэропорта невозможно. Нерешенная ситуация с дальнейшей судьбой ГТК «Россия» (т.е. в каком качестве компания войдет в создаваемый авиахолдинг) заставляет представителей Администрации города по крайней мере в высказываниях соглашаться с требованиями компании. Законодательное же запрещение полетов в «Пулково» малобюджетных компаний поставит без сомнения крест на всех планах развития аэропорта в городе. Конкуренция с аэропортами в Хельсинки и в Риге в такой ситуации будет невозможна.

На заседании Правительства Санкт-Петербурга была утверждена подготовленная КТТП концепция развития воздушного транспорта в городе. Концепция должна послужить формированию на территории Санкт-Петербурга транспортного авиационного узла, включающего аэропорт «Пулково», аэродром «Левашово», аэродром «Бычье Поле» и объекты аэронавигационного обеспечения полетов.
Аэропорт «Пулково», согласно концепции, останется единственным международным аэропортом в городе.
Также концепция предполагает развитие структуры вертолетных площадок (16 штук) и строительство трех аэродромов для вертолетов (вертодромов).

А 31 июля в город прибыл высокоскоростной поезд «Сапсан», совершивший пробную поездку по маршруту Москва – Санккт-Петербург с высокопоставленными пассажирами в лице Владимира Якунина и Валентины Матвиенко. «Сапсан» предполагается позиционировать как конкурента воздушным перевозкам по маршруту Москва - Санкт-Петербург, время в пути нового поезда менее 4 часов. Правда, о конкуренции наверно придется забыть, так как по некоторым сведениям стоимость билета на «Сапсан» будет дороже билета на самолет.